Танцевальные стили
и направления

«Говорят, что танец — это всегда любовь. Повороты, наклоны, прыжки, ритмичные движения — это танец. Это первичное искус­ство — самое физическое и самое личное. Мы используем наши руки, для того чтобы рисовать картины на холсте или создавать формы из камня, а танец требует всего нашего тела, которое дви­жется в пространстве. Танец — самое непостоянное и текучее из искусств. Для стороннего наблюдателя это беспорядочная после­довательность различных движений, которую почти невозможно запомнить.
С доисторических времен художники и скульпторы пытались от­разить волнение, текучесть и красоту танца на стенах пещер и хра­мов, в фигурках из глины и мрамора. Но никакой рисунок, никакая скульптура не могли передать основное свойства танца — движение. Без движения танец был мертв.» 
Джин Келли
Capoeira

Капоэйра — это одновременно танец и бой, существующие в музыкальном мире африканских ритмов. История капоэйры туманна. Есть множество гипотез ее появления. Самая логичная версия: португальцы вывозили из Африки (Анголы, Мозамбика, Конго) в Бразилию рабов, которые ее и создали. Есть мнение, что беглые рабы придумали капоэйру для защиты своих поселений. Также полагают, что капоэйру придумали те, кто планировал побег, чтобы угнетатели ничего не заподозрили, они маскировали тренировки и обучение боевому искусству под танец.
Капоэйристы называют свое занятие игрой. Участники игры образуют круг («роду», то есть солнце). играют на музыкальных инструментах и поют. В центре роды находятся двое импровизирующих танцоров. Их танец выглядит как поток движений, среди которых стойки на руках, голове, «колеса», сальто. Физического контакта между танцорами, как правило, нет, удары руками нетрадиционны (руки используются для опоры и защиты). Участники круга поочередно сменяют танцующих. С убыстрением музыки танец, становясь все более динамичным, развивается к кульминации. Если не принимать во внимание боевую составляющую, капоэйру можно считать яркой разновидностью современного танца. Многие ее движения позаимствовал нижний брейк. 
Lambada

Ламбада (в переводе с португальского «удар палкой», «выпад») — бальный танец 80-90 годов XX века (бразильского или боливийского происхождения), парно-массовый (во время танца пары разбиваются). Сильно покачивая бедрами, танцующие движутся сначала парами, затем выстраиваются в цепочку (каждый берет впереди стоящего за талию). Юноши вращают девушек. Происходит от самбы.
Hip-hop

С 1981 года хип-хоп существует не только как популярное молодежное увлечение, но и как танцевальная конкурсная дисциплина. Жизнерадостный и энергичный, неагрессивный танец, для него характерны разнообразные прыжковые движения, пружины (hip-hop — подскакивать), подчиненные интенсивному ритму. Благодаря постоянной интеграции музыкальных стилей, техника хип-
хопа находится в непрерывном развитии: впитывает в себя элементы соседних танцевальных практик (верхний брейк, диско) и стремится к большей выразительности и свободе, несмотря на жесткую привязанность к музыкальному сопровождению.
Break dance

Брейк-денс (брейк-данс) — танец с элементами акробатики, карате и дзюдо, популярный в 80-х - начале 90-х годов XX века в основном среди юношей. Относится к одной из молодежных субкультур. Зародился в Нью-Йорке в 1969 году под названием Good Foot, когда Джеймс Браун продемонстрировал публике свой знаменитый танец «Get on the Good Foot».
Брейк-данс — в переводе с английского — «ломаный танец» — делится на Botton (нижний) и Тор (верхний). Первый весьма травмоопасен и требует хорошей физической подготовки; включает сложные акробатические элементы: вращение на голове, прыжки на руках со сменой опоры, обороты на руках или на одной руке на 360,720 и более градусов, вращение ног с опорой на руки и т.п. Второй больше требует развитой пластики и артистизма — например, waving имитирует волны, проходящие по всему телу и его отдельным частям, а в таком стиле, как king tut, между телом и руками, плечом и предплечьем, предплечьем и запястьем дозволены только прямые углы.
Rock and Roll

Рок-н-ролл (англ. rock-and-roll — «раскачивайся и вертись») — парный бытовой танец. Рок-н-ролл появился в США на рубеже 40-50 голов XX века. Отличался он развязностью и почти демонстративным пренебрежительным отношением партнера к даме. Однако такая характеристика применительно к танцу тех лет, но никак не к акробатическому рок-н-роллу конца 1990-х годов. Современный рок-н- ролл — это головокружительная акробатика в сочетании с бешеным темпом и сложнейшим танцем. Ни о какой развязности и пренебрежении к партнерше не может быть и речи — слишком уж велик риск.
Рок-н-ролл как музыкальная ритмическая структура возник в конце 1940-х годов в Америке.
Олицетворением рок-н-ролла все же до сих пор является Элвис Пресли, нареченный «королем рок-н-ролла» и оказавший огромное музыкальное и стилистическое влияние на молодое поколение не только Америки, но всего мира.
Charleston

В 1920-е годы регтайм трансформировался в свинг. Эра свинга породила чарльстон — пожалуй, самое первое повальное увлечение новыми ритмами через новый танец. Все оркестры по обеим сторонам Атлантики заиграли эту мелодию, обработанную для эстрадного исполнения пианистом Джеймсом П. Джонсоном.
В Европе чарльстон активно популяризировался Жозефин Бейкер, впервые продемонстрировавшей его в Париже все в те же бурные 1920-е годы. Чарльстон исполнялся в сумасшедшем ритме от 160 до 240 ударов в минуту, танцующие широко раскачивались корпусом на согнутых коленях, размашисто двигая руками и время от времени совершая отрывистые движения ногами в сторону.
Step

Чечетка, степ — так называется этот танец у нас, а в Соединенных Штатах Америки, на его родине, существует другой термин — теп-данс, что в буквальном смысле означает «стучащий танец».
Первые исполнители степа в его современном варианте известны в Америке с конца XIX века. Это были профессиональные артисты англо-ирландского происхождения, именовавшиеся менестрелями, подобно тому, как назывались певцы и музыканты в средневековой Франции. Они исполняли так называемые «клок-дансы», то есть джигу, рилу и хорнпайп, добавляя к ним характерные особенности негритянской пластики. Именно у негров для клок-дансов менестрели переняли shuffle — шаркающе-скользящее движение, создающее впечатление оторванности ноги от всего тела и собственно «негритянскую пятку» (неграм свойственно при ходьбе несколько выворачивать пятки), открывшую новые возможности для особо ритмичного перестука.
Когда наступило всеобщее увлечение музыкальными комедиями и водевилями, искусство менестрелей оказалось, как нельзя кстати. Здесь они значительно обогатили свои приемы. Сейчас степ, пожалуй, один из самых эффектных эстрадных танцев. Он очень популярен у зрителей и растущей армии степистов по всему миру.
Космический твист

Твист был самым гениальным хитом XX столетия. Твист пели и танцевали молодежь и звезды эстрады, оркестры исполняли твист во всех ресторанах, дансингах и барах. Благодаря известному эпизоду в неувядающей комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница» «советские люди» о твисте будут знать еще и в третьем тысячелетии, многие же ностальгически настроенные об этом танце не только знают, но и с удовольствием его исполняют. Потому что твист — это не просто танец, а целое мироощущение, это ностальгия по бурным шестидесятым, когда «все еще только начиналось».
В ударном стиле твиста в шестидесятых исполнялись многие танцы: конга, босса-нова, мэдисон.
Flamenco

Фламенко — танец, историю которого невозможно проследить в глубине веков и который вышел на мировую сцену всего два века назад. Это не только танец, но и стиль жизни, своеобразная форма рассказа о ней.
Искусство фламенко родилось в Андалусии, самом южном регионе Испании. Гордость и страстный темперамент отличают ее жителей. Во фламенко важно не только и не столько правильное исполнение танцевальных па, сколько внутреннее состояние танцора. Также одна из ключевых особенностей исполнения танца - осанка танцора. Как бы четко ни выстукивали ритм его каблуки, этого окажется мало, чтобы увлечь зрителей в мир страстей и переживаний, если танцор позволит себе расслабиться и забыть о том, как следует держаться.
Когда человек танцует фламенко, он самовыражается и самоутверждается, даже независимо от того, насколько получается то или иное движение.
Lindy Hop

Линди-хоп был первым свинговым танцем, от которого произошли джайв, рок-н-ролл, хастл. Это так называемые social dances (общественные), то есть танцы не для выступления на сцене, а для личного и общественного пользования. Танец получил свое название в 1927 году после знаменитого первого трансатлантического перелета Чарльза Линдберга. Не удивительно, что когда известного Джорджа Шоудена спросили о названии стиля, в котором он танцует, тот не задумываясь ответил: «Линди-хоп!»
Линди-хоп — танец дансинга, дискотеки, но прежде всего это танец джаза. Потому что ритм — наиболее существенная его характеристика, линди даже называют «исключительно танцем ритма». Этот танец имеет два основных образца ритма, несколько основных шагов, а все остальное — импровизация.
Линди-хоп родом из «черных» дансингов и подлинный его стиль характеризуется сугубо африканской постановкой корпуса (тело полностью расслаблено), ярко выраженными движениями бедер, тяжелой, как бы «земной» направленностью всего танца, сочетающейся с неожиданными подскоками.
Хорошее чувство ритма делает линди органичным даже при минимальной технике. Сегодняшние танцоры отдают предпочтение детальному изучению движений, что закрывает доступ к бесценной для этого стиля импровизации.
Sirtaki

Сиртаки (греч. syrtaki — «прикосновение») — греческий народный массовый танец.
Еще в 1957 году начались попытки познакомить Европу с греческим танцем, берущим свое начало от народного хассапикос — танца мясников. Но сиртаки был слишком народным и простым, чтобы избалованная Европа сразу же приняла его в свою танцевальную семью.
И неизвестно еще, смог бы сиртаки вообще когда-нибудь выйти на большую сцену, если бы не фильм «Грек Зорбас».
Британская академия кинематографии в своё время признала «Грека Зорбаса» лучшим фильмом года. Главный герой этого фильма — грек Зорбас — исполняет сиртаки. Интересно отметить, что три звезды того времени (Мелина Меркурии, Мария Калласе и Джин Мейсфилд) буквально потребовали от своих продюсеров ввести «танец Зорбаса», как еще называют сиртаки, в постановки с их участием.
Теперь сиртаки не нуждается в поддержке кинозвёзд. Он вошел в программу всех школ танца по всему миру. И даже знаменитый парижский театр «Комеди Франсез» ввел в пьесу Шекспира «Сон в летнюю ночь» танец сиртаки.
Танцевать сиртаки гораздо интереснее, чем смотреть, как его исполняют. Когда впервые видишь сиртаки, то кажется совершенно непонятным, почему взрослые люди, взяв друг друга за плечи, с таким интересом выполняют одно и то же движение. Но когда вы начинаете сами танцевать сиртаки, вам уже не может не нравиться этот танец.
Afro-Jazz

Afro-Jazz зародился в США, как попытка соединить сегодняшний Jazz с его африканскими корнями. Наряду с классическими джазовыми элементами танца, в Afro-Jazz используются движения африканского фольклорного танца и элементы Hip-hop. Этому стилю свойственна высокая пластика танцоров, движения бёдрами, изоляционные и чёткие движения различных частей тела, амплитудные и пластичные движения руками и корпусом.
Afro-Jazz развивает координацию танцора, чувство ритма, выносливость, пластичность. Главной особенностью данного направления является то, что танцуют босиком, так танцору легче проникнуться стилем и энергетикой.
Contemporary

Contemporary – один из наиболее популярных стилей современной хореографии. Представляет собой синтез самых различных танцевальных направлений и техник.
Слово «contemporary» переводится с англ. как «современный» и, как следствие, стиль имеет постоянство по отношению к настоящему времени, поэтому танец contemporary всегда был, есть и будет актуальным современником человечеству.
Contemporary – это постоянный диалог с собой, со своими истинными возможностями: это поиск пределов собственной глубины и понимания своего тела, разума и изначальных причин для движения, это никогда не заканчивающаяся работа над техникой.
Contemporary – своего рода медитация, которая развивает навыки импровизации, работы с полом и в пространстве, и одновременно помогает обрести душевное равновесие и постоянный творческий голод, поток идей и вдохновения.
Waacking

Waacking – один из самых чувственных и эмоциональных стилей. Его особенностью является приоритетная работа рук, база строится на трёх составляющих: махи руками (роллы или петли), работа кистями и позировки. Waacking танцуют под музыку диско, но не ограничиваются ею. Необходимыми составляющими являются грациозность, эффектная подача, манерность. При помощи своих рук танцор может рассказать целую историю, прежде всего – это перфоманс.
Waacking не имеет возрастных и каких-либо других ограничений. Он помогает выразить себя, раскрыть сильнейшие стороны, передать чувства и эмоции, приобрести уверенность в себе: девушкам – почувствовать себя настоящей дивой, мужчинам – сильнейшими танцорами с невероятной энергетикой.
Vogue

Vogue – эксцентричное, стильное и выразительное направление танца, зарождение которого связано с показами мод в Америке в 60-х годах 20 века.
Отличительные черты: быстрая линейная техника движения руками, манерная походка, падения, вращения, эмоциональная игра. Стиль ярко представлен в клипе Мадонны «Vogue».
В мире Vogue существуют так называемые «дома», обозначающие объединения танцоров, которые разделяют общую социальную философию и часто выступают вместе в шоу, перфомансах, балах.
House

Этот стиль притягивает своим позитивным настроем! Зародился House в андеграундных клубах Нью-Йорка, именно поэтому он состоит из множества элементов других стилей: Breaking, Hip-Hop, Step, Latina и др.
Для House характерна неуловимо быстрая техника ног и плавные, полностью расслабленные движения головы и корпуса. Кроме того, стилю присуща пружинистость движений стопами.
Popping

Popping – танец, зародившийся в Калифорнии, ориентировочно в 70х годах прошлого века.
Основной техникой стиля считается pop – резкое сокращение (напряжение) и последующее расслабление мышц, за счёт которого все движения кажутся механическими, как будто по телу проходит сильнейший разряд тока.
Танцовщики Popping обладают высоким контролем тела и мышц, используя это для создания резких остановок, замедленных движений, иллюзии движения под стробоскоп, воплощая различные образы из повседневной жизни в танец, например waving, snaking, сobra, animation.
Locking

Локинг (изначально «кэмпбеллокинг») — фанковый стиль танца, ассоциируемый также с хип-хопом. Название этого стиля пришло из английского «lock» (замок), так стали называть сочетание быстрых движений и замирания в импровизационных позициях на короткое время, а затем продолжения движений с той же скоростью. Этот стиль основан на быстрых и четких движениях рук и более мягких движениях бедер и ног. Движения амплитудные, очень ритмичные и всегда тесно привязаны к музыке. Локинг ориентирован на представление: танцор старается взаимодействовать с публикой, улыбается, приветствует всех, и порой, ведет себя довольно комично. Танцоров этого стиля называют локеры. Локеры придерживаются особого стиля в одежде, любят яркую одежду в полоску и подтяжки.
Хореографический ресурс
choreoresour.ru - официальный сайт 2020