Джаз-танец

Джазовый танец, пройдя путь от бытового, фольклорного танца через сценический, театральный танец, постепенно стал особым видом танцевального искусства. 
Будучи "открытой" системой, джазовый танец в своих исканиях обращается к средствам выразительности других систем и направлений танца, вбирая в себя достижения, открытые танцем-модерн, классическим танцем, народной хореографией и другими направлениями танцевального искусства. В результате случился процесс слияния основных школ современной хореографии, и возникло новое художественное явление - модерн-джаз танец.

Методика преподавания джаз-танца

С момента своего возникновения течение модерн провозгласило идею природного движения (в противовес искусственному). Танец итого стиля исходит из естественных двигательных возможностей человека. Вероятно, самым главным для танца модерн является понятие центра. — постулат о том, что все движения контролируются центром тела (под ним понимается центр корпуса — грудной отдел позвоночника). Сознательное, осмысленное умение задействовать центр тела — это основная вещь, которая даёт подлинное владение движением. В этом и есть смысл: энергия движения выходит из центра и возвращается в центр. Понятие движения тесно связано с понятием энергии. При сокращении мышц энергия направляется внутрь, к центру, а при вытягивании исходит наружу, от центра. Контроль над центром даёт свободу движений рук и ног, отвечает за баланс и вращения, он же придаёт движениям убедительность.
Ключевым понятием, выражающим данный принцип движения, является «контракция» (термин введён Мартой Грехэм).
Контракция (от англ. «contract» — собрать, сократить) — это сокращение отдельных мышц корпуса и одновременное удлинение противоположных мышц.
Так, если сделать центром корпуса движение (толчковое или тянущее) вперёд, то мышцы спины в это время сократятся, а мышцы груди и верхнего пресса, напротив, удлинятся. Это мы будем называть контракцией вперёд — по направлению импульса движения.
Если сделать центром корпуса движение назад, то мышцы груди и верхнего пресса сократятся, а широчайшие мышцы спины удлинятся. Это мы будем называть контракцией назад.
Если выполнить центром корпуса движение в сторону, например, влево, то мышцы с правой стороны корпуса сократятся, а с левой удлинятся. Это мы назовём боковой контракцией.
Мышечное действие, обратное контракции и, как правило, следующее за ней — эторелакция (от англ. «relax» — расслаблять).
Контракция может быть разной по характеру движения (толчковый, тянущий, резкий, пульсирующий и т. д.), по амплитуде (глубокая, неглубокая). Как и другие элементы танца, она является одновременно и техническим приёмом, и средством выразительности.
Вся художественная выразительность в танце основана на ремесле, на владении особым инструментом — телом. Танцевальное ремесло неразрывно связано с наукой, а именно с анатомией и кинематикой. Танцовщик должен хорошо знать строение человеческого тела и законы движения, чтобы избежать травм и достичь эффективности движений. Надо знать, как работают противодействующие мускулы, с тем чтобы не направлять энергию их действия против себя.
Сознательное стремление к полной эффективности движения — это один из важнейших принципов. Выполняя какое-либо движение, расходуйте на него только то количество энергии, которое нужно, не более того. Не нужно делать лишних движений. Чтобы исполнить то или иное движение грамотно и выразительно, нужно уметь выделять энергию постепенно и в нужном направлении.
Другая важная идея основана на известном научном постулате о том, что на каждое действие имеется равное ему противодействие. Для человека это так же верно, как и для неодушевлённого предмета. Танцовщик должен развивать в себе ощущение того, как энергия тычет одновременно в разных направлениях. Понимание этого принципа и его применение на практике позволяет выполнять движения технически правильно, качественно, убедительно.
В любом виде хореографии средства выразительности тесно связаны с техникой исполнения. Эмоциональность, наполнение движений смыслом должно стать неотъемлемой частью танца. Танцевальность проявляется прежде всего в проходящих, связующих движениях, тех, которые выполняются между отдельными элементами и фиксированными позами.
Искусство танца невозможно точно передать словами. Оно выходит за рамки счета и метра, это неуловимое сочетание многих компонентов.
Основные элементы техники американской школы джаз-танца

Базовые термины современной хореографии.
Теоретическое и практическое использование терминологии современной хореографии.
Деление на группы упражнений по функциональным задачам.
Группа движений верхней части корпуса:
1. Голова и шея - наклоны, повороты, круги, полукруги, sundari. Движения исполняются вперед-назад и из стороны в сторону, диагонально, крестом и квадратом;
2. Плечи - прямые направления, крест, квадрат, полукруги и круги, «восьмерка», twist и шейк;
3. Грудная клетка - движения из стороны в сторону и вперед-назад, горизонтальные и вертикальные кресты и квадраты;
4. Руки - движения изолированных ареалов, круги и полукруги кистью, предплечьем, всей рукой, переводы из положения в положение, основные позиции и их варианты.

Группа движений нижней части корпуса:
1. Пелвис (тазобедренная часть) - крест, квадрат, круги, полукруги, «восьмерка», shimmi, jelly roll, hip lift, thrust;
2. Ноги - движения изолированных ареалов (стопа, голеностоп). Переводы стоп из параллельного в выворотное положение.
Описание позиций рук и кистей в джазовом танце: семь позиций (открытые и закрытые). Позиции рук Лестера Хортона.
Сравнение джазовых положений рук с позициями в классическом
танце.

Положения рук и кистей:
1. Нейтральное, или подготовительное, положение, аналогичное подготовительному положению классического танца. Руки расположены вдоль торса, локти и кисти могут быть округлены или вытянуты;
2. Press-position - локти согнуты, ладони впереди на косточках таза либо на диафрагме;
3. Jerk-position - это специфическая позиция модерн-джаз танца. Руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулак либо выпрямлены, предплечья параллельны полу и располагаются на уровне диафрагмы сбоку от торса;
4. Baseuall batt;
5. Shampoo;
6. Windmill;
7. Locomotor - круговое движение согнутых в локтях рук вдоль
торса;
8. Bow and arrow;
9. Cap;
10. Jazz hand - положение кисти, при котором пальцы напряжены и разведены в стороны;
11. Finger fan;
12. Point - вытянутое положение;
13. Flex - сокращенная кисть;
14. Wist pon.
Это основные позиции. Однако очень часто в практике встречаются положения, которые нельзя рассматривать как позиции, но их употребление придает большее разнообразие движениям рук во время урока.
Позиции ног в современной хореографии аналогичны классическому танцу, но они могут трансформироваться и подразделяются на:
1. Параллельные;
2. Перпендикулярные;
3. Out position;
4. In position;
5. Wide position.

Классификация позиций ног системы Джордано:
Первая позиция. Имеет три варианта: параллельное положение - стопы стоят параллельно друг другу; out position - аналогична первой позиции классического балета; in position - носки вовнутрь и соединены, пятки наружу;
Вторая позиция. Также имеет три положения: параллельное положение - стопы параллельны и между ними расстояние, равное одной стопе; out position - аналогична второй позиции классического балета; in position - носки повернуты вовнутрь, но не соприкасаются, пятки наружу;
Третья позиция. Имеет только один вариант, который аналогичен классическому: стопы развернуты в выворотное положение, пятка впереди стоящей ноги находится в середине стопы сзади стоящей ноги;
Четвертая позиция. Имеет два варианта: out position - аналогична позиции в классическом балете; параллельное положение - стопы стоят на одной линии одна перед другой, расстояние между ними равно длине одной стопы;
Пятая позиция. Также имеет два варианта: out position - аналогична позиции в классическом балете; параллельное положение - стопы параллельны и находятся рядом, одна стопа чуть впереди другой (примерно на половину ступни).
Для стопы существуют движения:
1. Point - вытянутое положение стопы;
2. Prance - движение для развития подвижности стопы, состоящее из быстрой смены положения «на полупальцах» и point;
3. Flex - сокращенная стопа;
4. Bruch - скольжение или мазок все стопой по полу перед открытием ноги в воздух или при закрытии в позицию.
Contraction и release
Эти два термина связаны с положением торса, рук и ног. Contraction - сжатие, сокращение, т. е. относительное уменьшение объема тела. Противоположное понятие - release, т. е. расширение, когда тело расширяется в пространстве.

Contraction и release тесно связаны с дыханием. Contraction исполняется на выдохе, release на вдохе. Взаимосвязь дыхания и движения приводит к естественности, придает динамическую окраску движениям. Contraction не является динамическим движением, т. е. сжатие происходит за счет сокращения мышц, а не за счет их движения. И важная особенность: во время contraction происходит как бы аккумуляция внутренней энергии, которая затем выплескивается во время release или какого-либо движения.
Contraction и release - это базисные понятия, заложенные в технике Грэхем, а затем заимствованные другими системами. Как говорила в личной беседе с автором пособия Джин Радди, педагог Центра американского танца Алвина Эйли и Джульярдской школы танца, Марта Грэхем утверждала, что contraction начинается в глубине таза, между берцовыми костями, а затем распространяется вверх, захватывая весь позвоночник, последней в движение приходит голова. Аналогично, снизувверх, исполняется и release. Это замечание очень важно, поскольку зачастую contraction исполняют в «солнечное сплетение», что является серьезной ошибкой.
Базовые упражнения на середине зала, методика их проучивания.

Основные положения торса:
1. Наклоны:
- flat back (вперед, назад, в сторону на 90° с прямой спиной без изгиба торса);
- deep body bend (вперед ниже 90°, сохраняя прямую линию рук);
- jack knife (вперед, спина прямая, опора на руки, колени вытянуты, ноги во второй параллельной позиции, пятки не отрываются от пола);
- side stretch (вправо или влево, боковое растяжение торса);
- body roll («волна» - передняя, задняя, боковая, связанная с поочередным перемещением центра корпуса).
2. Изгибы:
- curve (изгиб верхней части позвоночника до «солнечного сплетения» вперед или в сторону);
- arch (арка, прогиб торса назад);
- roll down (спиральный наклон вниз-вперед, начиная от головы);
- roll up (обратное движение, связанное с постепенным раскручиванием и выпрямлением торса в исходную позицию);
- deep contraction (сильное сжатие в центр тела, в котором участвуют все сочленения);
- contraction (сжатие, уменьшение объема корпуса и округление позвоночника, начинается в центре таза, постепенно захватывая весь позвоночник, исполняется на выдохе);
- high release (высокое расширение, движение, состоящее из подъема грудной клетки с небольшим перегибом назад);
- low back (округление позвоночника в пояснично-грудном отделе);
- release (расширение объема тела, которое происходит на вдохе);
- scoop.
3. Скручивания:
- twist;
- spiral.
4. Группа движений и положений торса:
- airplane;
- bounce (трамплинное покачивание вверх-вниз, в основном происходит либо за счет сгибания и разгибания коленей, либо пульсирующих наклонов торса);
- bridge;
- drop (падение расслабленного торса вперед или в сторону);
- hinge (положение, при котором прямой, без изгибов торс отклоняется назад на максимальное расстояние, колени согнуты, стопы на полупальцах);
- horseshow;
- lay out (положение, при котором нога, открытая на 90° в сторону или назад, и торс составляют одну прямую линию);
- pivot;
- swivel;
- thrust (резкий рывок грудной клеткой или пелвисом вперед, в сторону или назад);
- tilt (угол, поза, при которой торс отклоняется в сторону или вперед от вертикального положения, «рабочая» нога может быть открыта в противоположном направлении на 90° и выше).
Движения для развития нижней части тела:
1. Fan kick;
2. Hip fall - подъем бедра вверх с падением;
3. Hip lift - подъем бедра вверх;
4. Jelly roll - движение пелвисом, состоящее из мелкого сокращения мышц с одновременным небольшим поворотом пелвиса вправо-влево;
5. Kick - бросок ноги вперед или в сторону на 45° или 90° через вынимание приемом developpe;
6. Shimmi - спиральное, закручивающееся движение пелвисом вправо и влево.
Понятие crosse, передвижение в пространстве
Этот раздел урока развивает танцевальность и позволяет приобрести манеру и стиль модерн-джаз танца. Традиционных, зафиксированных шагов, прыжков и вращений немного. Каждый из педагогов волен импровизировать и варьировать, как подсказывает ему педагогическое чутье.
Виды движений:
- шаги;
- прыжки;
- вращения.
1. Основные танцевальные шаги в джаз-танце.
Шаги разделяются на четыре основные группы:
I. Шаги примитива.
II. Шаги в модерн-джаз манере.
III. Шаги в рок-манере.
IV. Шаги в мюзикл-комеди-джаз манере, т. е. раннего джаза. Существуют еще и связующие шаги.

I. Шаги примитива были заимствованы из афротанца, а также популярных бытовых танцев, о которых упоминалось выше. Все шаги этой группы исполняются в позе коллапса, колени согнуты, стопы исключительно в параллельном положении. Обычно шаги исполняются с легким трамплинным покачиванием, однако уровень расположения тела должен оставаться неизменным.
Наиболее распространенные виды шагов:
- Flat step - шаг на всю стопу;
- Rill step - шаг с пятки;
- Point step - шаг с носка;
- Catch step - шаг на месте без продвижения;
- Camel walk («верблюжья ходьба»).
II. Шаги в модерн-джаз манере. Эти шаги исполняются с акцентом на «раз». При координации с руками используется оппозиция, т. е. в движение приходят правая нога и левая рука. Темп движения этих шагов резко поступательный.
Шаги в модерн-джаз манере тоже могут мультиплицироваться. Наиболее распространенным примером такой мультипликации служит триплет - комбинация трех шагов на два счета. Самый яркий пример триплета - два шага на полупальцах с вытянутыми коленями, правой, левой и один шаг tombe с правой ноги.
Триплет может исполняться из стороны в сторону. Очень часто педагоги используют термин «step ball change» (связующий шаг, состоящий из шага в сторону или вперед и двух переступаний на полупальцах).
III. Шаги в рок-манере. Эти шаги исполняются на счет «и-раз». Таким образом, сильное акцентированное движение, связанное с переносом веса тела, идет на слабую музыкальную долю, из-за такта; так, например, в триплете шаг tombe будет исполняться на «и», а на «раз» - первый шаг на полупальцах. В рок-манере возможна координация рук и ног в параллельном движении.
IV. Шаги в мюзикл-комеди-джаз манере. Эти шаги родились и рождаются до сих пор в театральном танце, танце варьете и эстрады. В основном к этой группе относятся все канканирующие шаги, т. е. шаги с одновременным броском ноги вперед или в сторону. В эту же группу могут быть отнесены шаги, заимствованные из модных стилей бытовой хореографии, таких как «брейк», «вог», «диско», «рэп» и т. д.

При переходе из одного положения (или позы) в другое используются связующие шаги. Это могут быть pas chasse, pas de bourree, glissade, coupe, de gage. Техника их исполнения не изменяется, но возможно изменение направлений, например, chasse исполняется боком, и, естественно, изменяется координация, т. е. положения рук и головы. Шаги могут объединяться в комбинации, координироваться с другими центрами. Это наиболее импровизированная часть урока. Основная задача - усвоить манеру, стиль движения.
2. Прыжки.
Прыжки в уроке модерн-джаз танца используются в сочетании с шагами и вращениями.
Прыжки условно можно разделить на 4 группы:
- с двух ног на две (jump);
- с одной ноги на другую с продвижением (leap);
- с одной ноги на ту же ногу (hop);
- с двух ног на одну.
Характерной особенностью является исполнение прыжка как с акцентом вверх, так и с акцентом вниз. Так же, как шаги, прыжки могут координироваться с другими центрами, торс может быть не вытянут вверх, как это требует классический танец, а быть наклонен или изогнут.
Как и в классическом танце, прыжки могут исполняться на месте и с передвижением в пространстве. Возможно сочетание различных по характеру прыжков в единую комбинацию: в модерн-джаз танце нет разделения на большие, средние и малые прыжки.
3. Вращения
Вращения, как и прыжки, могут исполняться на месте и с передвижением в пространстве.
Основные виды поворотов:
- на двух ногах;
- на одной ноге;
- повороты по кругу вокруг воображаемой оси;
- повороты на различных уровнях;
- лабильные вращения.
Corkscrew повороты - повороты, аналогичные soutenu en tournant. «Рабочая» нога скрещивается впереди или сзади опорной ноги, и поворот осуществляется в направлении en dehors или en dedans. Зачастую при та¬
ком повороте происходит изменение уровня исполнителя, т. е. поворот начинается из demi-plie и заканчивается на полупальцах.
Tour chains исполняется так же, как в классическом танце, однако может измениться уровень вращения (на полупальцах, на полной стопе, на demi-plie).
Повороты на одной ноге. Техника исполнения аналогична технике исполнения пируэтов и партерных туров классического танца. Возможно изменение положения «рабочей» ноги. Она может быть в положении cou-de-pied, «у колена», открыта в любом из направлений или находиться в положении attitude. Также возможны различные варианты положения опорной ноги: на полупальцах, на всей стопе, на demi-plie. Однако в любом варианте спина служит осью вращения, руками берется форс, а голова «держит точку». Как в классическом танце, действуют понятия en dehors и en dedans.
Повороты по кругу вокруг воображаемой оси. Исполняются на одной или двух ногах вокруг воображаемой оси. Техника исполнения аналогично технике исполнения в классическом танце.
Повороты на различных уровнях. В модерн-джаз танце широко используются повороты, когда танцор меняет уровень расположения тела во время вращения. Эта смена может осуществляться и при вращении на месте, когда исполнитель, постепенно сгибая колени, опускается вниз или, наоборот, поднимается вверх («штопорные повороты»), и при передвижении в пространстве, когда исполнитель меняет уровень постепенно.
Лабильные вращения. Во всех вышеописанных поворотах осью вращения служил позвоночник и центр тяжести располагался над опорной ногой. Однако в модерн-джаз танце существует группа поворотов, когда позвоночник наклонен в каком-либо направлении или расслаблен. Эти неустойчивые повороты заканчиваются либо падением, либо переходом в стабильное вращение (т. е. с опорой), либо исполнитель делает несколько шагов, чтобы обрести равновесие.
Обычно исполняется не более одного лабильного поворота, и в основном эти повороты исполняются за счет сильного форса, который берут руки. Положение рук во время вращения может быть различным: в любой из позиций или в любом из положений, описанных выше, - скрещенными на груди, заведенными за поясницу и т. д. Но эти положения рук фиксируются уже во время самого вращения, перед ним руки должны взять форс и дать энергию для вращения.

Изучение простых swing на разных уровнях, их классификация: flat back swing, roll swing, release swing. Использование техники swing в танцевальных комбинациях.
Изучение особенностей манеры исполнения американского джаз- танца: преимущественные позиции рук, ног, положение кисти, работа головы и всего корпуса.
Современные стили джаз-танца.
Отличительные особенности стилей в современной хореографии.

1. Классический джаз
Заслуга создания техники модерн-джаз танца, в которой органично соединены классический балет и джаз, принадлежит Мэтту Мэттоксу.
2. Blues джаз
Отличается большим количеством движений на единицу темпа, выполняемых очень мягко, без видимого напряжения. Движения при всей сложности выполняются с максимальным растягиванием их во времени. Ощущение глубокого падения; движение тяжелое, тягучее. Изображается сплошное страдание.
3. Lyrical джаз (soul)
Очень чувственное направление джаза с мягкой музыкальной пластикой тела. Это танец души, зов ее чувств, испытываемых переживаний. Он может быть нежным, чувственным, экспрессивным, волнующим и даже страстным. Ориентирован на балет; мягкое, уверенное, точное исполнение.
4. Broadway джаз (театральный)
Этот стиль возник еще в 20-е годы XX века, в то время, когда джазом стали заниматься профессионально. Это направление чаще всего можно увидеть в мюзиклах. Именно там возник свой стиль джаза и техника движений с одновременным исполнением вокальной и танцевальной партий.
5. Street джаз (уличный)
Все современные молодежные направления - это соединение джазового и социального танцев (R'n'B, Hip-Hop, MTV, Jazz funk и др.). R'n'B - сочетание ритма и блюза, энергичности и мелодичности; требует такой же и хореографии. Hip-Hop - не просто танец, это целая культура, которая включает в себя определенную музыку и форму одежды. Сам танец строится на различных прыжковых движениях, требующих достаточно развитых мышц. Hip-Hop включает в себя движения от брейк-данса, но не такие жесткие, скорее, более пластичные и постоянно усложняющиеся. Jazz funk - вызывающий, манерный танец, который состоит из элементов таких стилей, как вакинг, Hip-Hop, джазовой техники и многих других направлений. В нем сочетаются экспрессивность, эмоциональность, креативность, провокация. Для данного вида танца требуется умение выразить себя, показать чувства. Зрелищность, манерность и эпатаж - отличительные особенности этого направления.
6. Афро-джаз
В танце происходит слияние классического джаза с его африканскими корнями. Как и многие народные танцы, афро-джаз - это способ выразить свои мысли, чувства и эмоции при помощи движений. Можно увидеть в нем множество интересных особенностей: расслабленность, широкие движения тазом свойственны многим туземным танцам - таким способом пытались привлечь внимание противоположного пола. Движения направлены вниз, так как для африканцев бог находится не на небе, а в земле. Усиленная ритмика, сплошная изоляция, бешеный ритм.
7. Американский джаз
Точен в позициях, многообразный.

Джаз / Повороты / Прыжки/ В прогрессии.
Инструктор: Аланна Нильсен - Клетке
Танцоры: "На Ступеньку Выше" Академии Танца.
Соединённые Штаты Америки, штат Айова, Монона-Каунти.
Видео предназначены для использования в качестве полезных инструментов для коллег-инструкторов.
Хореографический ресурс
choreoresour.ru - официальный сайт 2020