Построение урока модерн танца
Цель занятий любым видом танца — научиться хорошо двигаться,
добиться общей пластичности тела и выразительности движений.
Уроки танца модерн вырабатывают правильную постановку корпуса, головы, рук и ног, развивают и укрепляют весь физический аппарат тела, дают точность, свободу, эластичность и координацию движений, а также устойчивость. Упражнения, выполняемые на уроках, способствуют развитию силы, выносливости, ловкости, собранности, внимания.
Основная задача урока — изучение языка движения, постижение танцевальной техники. Техника складывается из овладения отдельными упражнениями, помогающими понять, как построено движение, в чём заключается его начало, середина, конец.
Уроки танца модерн обычно состоят из трёх этапов.
Первый этап представляет собой упражнения, выполняемые па полу, в различных положениях лёжа и сидя. Эти упражнения направлены на последовательное разогревание, разминку и рас-тяжку всех частей тела. Выполняются упражнения на развитие силы и гибкости стоп и голеностопных суставов, упражнения на развитие силы и гибкости спины, на растягивание позвоночника, на укрепление мышц пресса, упражнения на растягивание мышц бёдер и упражнения, направленные на увеличение выворотности тазобедренных суставов, силовые упражнения для ног.
Однако задача упражнений на полу не ограничивается разминкой и разрабатыванием мышц и суставов. Эти упражнения помогают усвоить правильное взаимодействие разных частей тела (например, корпуса и ног), развить скоординированность движений, подготавливая тело к более сложной координации в упражнениях стоя. Кроме того, упражнения на полу помогают усвоить некото¬рые отдельные приёмы танцевальной техники либо представляют собой подготовительные упражнения к танцевальным элементам. Так, например, немало упражнений на полу выполняется с контракцией корпуса.
Второй этап — это экзерсис на середине зала. Выполняется стоя на одном месте, без продвижения. Здесь решается основная задача урока — изучение базовой танцевальной техники в виде отдельных элементов и небольших связок движений. По структуре экзерсис танца модерн перекликается с экзерсисом классического танца. Выполняются различные виды плие, батманов (о значении этих терминов будет сказано позже), комбинация движений адажио, некоторые другие виды упражнений, характерные для техники модерн. Целесообразно подобранные, постоянно повторяемые упражнения помогают развить тело и научиться свободно и пластично управлять своими движениями.
Учебно-тренировочные упражнения, как и законченные танцевальные движения, должны быть выразительными. Они не должны исполняться механически, формально. Следует добиваться эмоциональности, гармоничности и координации движений, их соответствия содержанию музыки, танцевальности всего исполнения.
Третий этап — упражнения с продвижением по залу. Это комбинации движений, сочетающие различные виды шагов, прыжков, вращений. Эта часть урока даёт возможность применить навыки, приобретённые в упражнениях на месте, и попрактиковаться в танцевальном движении, в освоении пространства. Изучая комбинации движений, необходимо развивать в себе сознательное чувство метра, ритма, музыкальной фразировки и умение удерживать в танце пульс и ритм.
В хорошо построенном уроке должно чувствоваться, что он идёт по нарастающей, движется к кульминации. Упражнения на полу связаны с упражнениями на месте, а они, в свою очередь, связаны с упражнениями, где есть продвижение.
В завершение урока выполняются упражнения для корпуса и рук, а также упражнения на релаксацию (они выполняются без продвижения, стоя на месте).
Taким образом, каждый урок танца модерн даёт возможность потренироваться в разных направлениях: это и разминка (с последовательным развитием из урока в урок), и наробатывание основных технических навыков, и знакомство с различными ритмами и стилями, и открытие для себя различных типов движения, и использование пространства.
Процесс изучения техники танца идёт постепенно. Если же научиться всему скорее, форсировать развитие гибкости, то оно принесёт больше вреда, чем пользы. Правильное понимание может прийти только от практики, после многих часов работы над собой в танцевальном зале. Лишь в этом случае вы будете понимать движение телом, а не только головой.
«Тело создаётся разумом», — сказал немецкий писатель Фридрих фон Шиллер. Выполнение новых движений поначалу требует тщательной концентрации внимания, но со временем они будут пополняться автоматически. Координация движений — навык, которому можно научиться. Регулярные занятия непременно приведут к тому, что степень владения движением и качество исполнения вырастут.