Модерн танец

Модерн танец- детище XX века. В дословном переводе модерн-танец - современный танец. В дальнейшем этот термин стал собственным именем для направления в хореографии. Эта система танца связана с именами великих исполнителей и хореографов. В отличие от джазового или классического танца это направление создавалось на основе творчества того или иного конкретного лица.
В танце-модерн существенным является попытка исполнителя выстроить связь между формой танца и своим внутренним состоянием. Большинство стилей танца-модерн сформировалось под влиянием какой-либо чётко изложенной философии или определённого видения мира.

Техники танца модерн

Техники Модерн, Постмодерн и Современного танца (основные)

1. Техника Грэм (Graham Technique) – техника танца модерн, созданная американской танцовщицей и хореографом Мартой Грэм (1894-1991);
2. Техника Лимона (Limon-based) – техника танца модерн, основанная на принципе падения и возврата (fall & recovery), созданная танцовщицей и хореографом Д. Хамфри. Долгое время она работала как хореограф и педагог в труппе Х. Лимона, известного танцовщика и хореографа. В настоящее время техники, основывающиеся на основных принципах созданных Хамфри, носят название «Limon-based».
3. Техника Хортон (Lester Horton Technique) – техника танца модерн, созданная американским танцовщиком, хореографом и преподавателем танца Лестером Хортоном (1906 – 1953).
4. Техника Хоукинс (Hawkins Technique) – техника танца модерн, созданная американским танцовщиком и хореографом Эриком Хоукинсом (1909 – 1994).
5. Техника Каннингхэм (Cunningham Technique) – техника танца постмодерн, разработанная американским танцовщиком, хореографом и преподавателем Мерсом Каннингхэмом (род. 1919).
6. Техники релиза (Release based Technique) – техники современного танца, основанные на освобождении (релизе) различных групп мышц с целью использования только тех групп мышц, которые необходимы в процессе танца. С помощью техник релиза развивается понимание собственного тела, что даёт возможность для развития хореографической лексики танцовщика. В процесс изучения техник включены анатомические аспекты движения, такие как: костная структура, мышечная, дыхательная и нервная системы. Основное внимание уделяется трем базовым программам: баланс, артикуляция (импульс, инерция), гравитация (центр тяжести, работа с весом). Важным аспектом техники релиз является обучение технике работы на полу, технике падения и смещения баланса.
7. Контактная импровизация (Contact Improvisation, CI) – техника современного танца, распространившаяся в США и Европе в конце ХХ в., основой которой является физический контакт (контактные методы) как отправная точка для импровизации и исследования движения человеческого тела. Такими контактными методами импровизации являются передача веса, встречный баланс, вращение, падение, задержание, подъём и т.п. Контактная импровизация была разработана Стивом Пакстоном в результате исследования танцевальной импровизации. Большое влияние на развитие контактной импровизации оказала Нэнси Старк Смит.
Соматические техники и методы (вспомогательные)

1. Техника Александера (Alexander Technique) – метод, созданный между 1890 и 1900 гг. австралийским актёром Фредериком Маттиасом Александером (1869-1955), обучающий правильному движению и расслаблению, что позволяет танцовщику улучшить координацию и научиться владеть своим телом. Основное преимущество метода – свободное владение опорно-двигательным аппаратом как основным инструментом танцовщика.
2. Анализ Лабана (Laban Movement Analysis) – Рудольф фон Лабан (1879 – 1958), теоретик, вдохновитель танцевального экспрессионизма, «свободного танца». Посвятил многие годы созданию системы анализа и записи танца, предложил универсальную теорию движения, которая оказалась применимой для анализа и описания всех пластическо-динамических характеристик, независимо от того, к какой национально-стилевой и жанровой категории они принадлежат. Пространство, Время, Сила (энергия) — три константы, на которых построил Лабан свою теорию движения, создав две концепции – хореотику и евкинетику. LMA – «Laban Movement Analysis» является одной из наиболее действенных методик для обучения хореографа.
3. Основы Бартеньефф (Bartenieff Fundamentals) – система упражнений, созданная и развитая на основе LMA ученицей Лабана, танцовщицей Ирмгард Бартеньефф в 1960-70-х гг., гармонизирующая движение и обучающая правильному и экономичному использованию тела в движении.
4. Техника Фельденкрайс (Feldenkreis Technique) – терапевтический метод, базирующийся на работах теоретика движения Моше Пинхаса Фельденкрайса (1904 – 1984), в основе которого лежит способ осознания тела через движение путём наблюдения за колебательными движениями в суставах, что даёт возможность восстанавливать и улучшать координацию движений, сблансировано развивать и воспитывать устойчивость и гибкость, как позвоночного столба, так и всего тела; помогает лучше понять свое тело: избавиться от боли в суставах, расслабить зажимы, привычные образцы движения меняются, освобождаясь от ненужного усилия, и приобретают легкость, эффективность и комфорт.
5. Техника Скиннер релиз (Skinner Release Technique) – система кинестетического тренинга (тренинга мышечного чувства), которая концентрируется на восприятии и представлении о движении. Техника разработана в 1960-х гг. американской танцовщицей и хореографом Джоан Скиннер (1923-2006).
6. Метод Боди-майнд сентеринг (Body-Mind Centering) – постоянно развивающаяся система исследования, тренировки, оздоровления и интеграции тела и сознания, основоположником которой является американский преподаватель и терапевт Бонни Бэнбридж Коэн, создавшая свою школу этого направления в США.
7. Метод Пилатес (Pilates) – система упражнений, направленная на интеграцию сознания и тела, и создание более стройной фигуры. Система была создана более 90 лет назад Джозефом Пилатесом, направленная на растяжку, укрепление и тонизирование мышц, улучшения осанки, гибкости и чувства равновесия. Пилатес назвал свой метод «искусство контрологии» или «мышечный контроль», тем самым, подчеркнув, что сознание тоже участвует в работе мышц. Метод Пилатеса вобрал в себя элементы различных спортивных направлений и стилей от Китайской гимнастики до йоги, но при этом имеются основополагающие принципы, которые сводят эти элементы в единую систему Пилатеса.
8. Йога (Yoga) – (санскр., связь, единение, сосредоточение, усилие) – в самом общем смысле – учение и метод управления психикой и психофизиологией человека в целях достижения особых психических состояний измененного сознания. В этом смысле йога составляет необходимую часть всех философских и религиозных систем древней и средневековой Индии, рассматривается в них как важнейшее средство реализации этических и религиозных идеалов, высшим из которых является полное освобождение человека от пут материального существования. Основные понятия и действия йога: подчинение функций и отправлений тела - яма (управление дыханием, температурой, пищеварением, сердечно-сосудистой деятельностью и т.д.); фиксированное в определенной фигуре положение тела - асана; созерцание фиксированного (реального или мыслимого) объекта - охавана; состояние транса, характеризующееся резким изменением ментального и эмоционального состояния, - дхьяна; равновесно-сосредоточенное состояние психики, в котором она приобретает свойства гомеостатической системы (необратимости психических процессов), - самадхи. На основе идей и понятий йога развилась особая система анатомо-физиологических представлений о циркуляции жизненной энергии в организме (кундалини-шакти) и о концентрации её в функционально важных центрах тела (чакра). В современном танце йога используется как метод работы с собственным телом, дыханием, мышлением и сознанием, позволяющий танцовщику в процессе танца управлять своими эмоциями, достигать физического и психологического равновесия, постоянно изучать в процессе обучения самого себя и происходящие изменения. Следует иметь в виду, что отдельные положения и не имеют научного признания.
Построение урока модерн танца

Цель занятий любым видом танца — научиться хорошо двигаться,
добиться общей пластичности тела и выразительности движений.
Уроки танца модерн вырабатывают правильную постановку корпуса, головы, рук и ног, развивают и укрепляют весь физический аппарат тела, дают точность, свободу, эластичность и координацию движений, а также устойчивость. Упражнения, выполняемые на уроках, способствуют развитию силы, выносливости, ловкости, собранности, внимания.
Основная задача урока — изучение языка движения, постижение танцевальной техники. Техника складывается из овладения отдельными упражнениями, помогающими понять, как построено движение, в чём заключается его начало, середина, конец.
Уроки танца модерн обычно состоят из трёх этапов.
Первый этап представляет собой упражнения, выполняемые па полу, в различных положениях лёжа и сидя. Эти упражнения направлены на последовательное разогревание, разминку и рас-тяжку всех частей тела. Выполняются упражнения на развитие силы и гибкости стоп и голеностопных суставов, упражнения на развитие силы и гибкости спины, на растягивание позвоночника, на укрепление мышц пресса, упражнения на растягивание мышц бёдер и упражнения, направленные на увеличение выворотности тазобедренных суставов, силовые упражнения для ног.
Однако задача упражнений на полу не ограничивается разминкой и разрабатыванием мышц и суставов. Эти упражнения помогают усвоить правильное взаимодействие разных частей тела (например, корпуса и ног), развить скоординированность движений, подготавливая тело к более сложной координации в упражнениях стоя. Кроме того, упражнения на полу помогают усвоить некото¬рые отдельные приёмы танцевальной техники либо представляют собой подготовительные упражнения к танцевальным элементам. Так, например, немало упражнений на полу выполняется с контракцией корпуса.
Второй этап — это экзерсис на середине зала. Выполняется стоя на одном месте, без продвижения. Здесь решается основная задача урока — изучение базовой танцевальной техники в виде отдельных элементов и небольших связок движений. По структуре экзерсис танца модерн перекликается с экзерсисом классического танца. Выполняются различные виды плие, батманов (о значении этих терминов будет сказано позже), комбинация движений адажио, некоторые другие виды упражнений, характерные для техники модерн. Целесообразно подобранные, постоянно повторяемые упражнения помогают развить тело и научиться свободно и пластично управлять своими движениями.
Учебно-тренировочные упражнения, как и законченные танцевальные движения, должны быть выразительными. Они не должны исполняться механически, формально. Следует добиваться эмоциональности, гармоничности и координации движений, их соответствия содержанию музыки, танцевальности всего исполнения.
Третий этап — упражнения с продвижением по залу. Это комбинации движений, сочетающие различные виды шагов, прыжков, вращений. Эта часть урока даёт возможность применить навыки, приобретённые в упражнениях на месте, и попрактиковаться в танцевальном движении, в освоении пространства. Изучая комбинации движений, необходимо развивать в себе сознательное чувство метра, ритма, музыкальной фразировки и умение удерживать в танце пульс и ритм.
В хорошо построенном уроке должно чувствоваться, что он идёт по нарастающей, движется к кульминации. Упражнения на полу связаны с упражнениями на месте, а они, в свою очередь, связаны с упражнениями, где есть продвижение.
В завершение урока выполняются упражнения для корпуса и рук, а также упражнения на релаксацию (они выполняются без продвижения, стоя на месте).
Taким образом, каждый урок танца модерн даёт возможность потренироваться в разных направлениях: это и разминка (с последовательным развитием из урока в урок), и наробатывание основных технических навыков, и знакомство с различными ритмами и стилями, и открытие для себя различных типов движения, и использование пространства.
Процесс изучения техники танца идёт постепенно. Если же научиться всему скорее, форсировать развитие гибкости, то оно принесёт больше вреда, чем пользы. Правильное понимание может прийти только от практики, после многих часов работы над собой в танцевальном зале. Лишь в этом случае вы будете понимать движение телом, а не только головой.
«Тело создаётся разумом», — сказал немецкий писатель Фридрих фон Шиллер. Выполнение новых движений поначалу требует тщательной концентрации внимания, но со временем они будут пополняться автоматически. Координация движений — навык, которому можно научиться. Регулярные занятия непременно приведут к тому, что степень владения движением и качество исполнения вырастут.
Самые распространённые и характерные движения танца
джаз-модерн

Использование позы коллапса – эта поза выполняется, как необычное положение тела, колени немного согнутые, тело расслаблено, позвоночник пластичный и мягкий, голова и торс имеют небольшой наклон вперёд. В позе нет вытянутости вверх и напряжённости. Нужно отметить, что главным отличием классического танца от джаз-модерн танца является состояние позвоночника. В балете позвоночник – ось тела, в джаз - модерне он расслабленный.
Полицентрия и изоляция – основной приём в технике исполнения. Тело состоит из частей, поэтому, для выполнения этих приёмов нужно научиться двигать одной частью тела вне зависимости от другой.
Полиметрия – обязательным является развитие ритмического восприятия. Части тела не только могут двигаться отдельно, но и, соблюдая разный ритм.
Мультипликация – приём тоже связан с ритмом, его выполнение основано на раскладе одного движения на составляющие его части, но если происходит увеличение общего количества танцевальных акцентов, то увеличение музыкального такта не происходит.
Координация – она осуществляется двумя способами: оппозиция и параллелизм.
Расширение и сжатие (release и contraction) – сжатие производится за счёт того, что сжимаются мышцы, расширение же происходит в пространстве. Эти два приёма связаны напрямую с дыханием, сжатие – выдох, расширение – вдох.
Характерные приёмы свойственные джаз – модерн танцу:
Изменение скорости движения – движение танцоров с разной скоростью, выполняя одно и то же движение.
Изменение уровня движения – выполнение танцевальных движений на разных уровнях по высоте. Например, одни выполняют движения в партере, другие на коленях, а третий уровень – это прыжки и положение стоя.
Канон – выполнение танцорами одной и той же комбинации, вступая через каждые 2,4 такта.
Полифония – одновременное выполнение танцорами одинаковых движений.
Техника джаз - модерна широко используется практически во всех современных танцах. Большинство западных звёзд поп-культуры изучают джаз-модерн как основу хореографии и широко используют в постановках своих шоу и клипов.
Подготовленное техникой джаз - модерна тело - это сила, гибкость, пластичность, выносливость, отличная форма и прекрасная осанка. Занятия развивают музыкальность, чувство ритма, правильное дыхание, постановку корпуса, координацию движений и умение владеть своим телом. Ломаные движения тела, эффектные хореографические ходы, немыслимые акробатические рисунки движутся в разных ритмах – танец полностью зависит от фантазии, единения своего внутреннего мира с миром пространства.
Хореографический ресурс
choreoresour.ru - официальный сайт 2020