Особенности преподавания танца в специальных учебных заведениях

Хореографические дисциплины «Классический танец, «Народный танец», «Эстрадный танец», «Бальный танец», «Современный танец» являются основными в учебном процессе специальных учебных заведений и обеспечивают логическую взаимосвязь между собой.
Правильное построение урока по хореографическим дисциплинам всецело подчиняется четырем условиям:
последовательной расстановке движений в различных частях урока;
соразмерной длительности отдельных частей урока;
правильно выбранному темпу урока;
грамотному составлению комбинаций.
Преподавание учебных хореографических дисциплин ведется на основе учебных и типовых программ, а также учебно-методического комплекса специального учебного заведения. Программы дисциплин разрабатываются в соответствии с требованиями Образовательного стандарта каждой федирации (республики).
Особенности преподавания классического танца в специальных учебных заведениях

Классический танец является обязательным и одним из основных предметов среди специальных хореографических дисциплин.
Классический танец - это основа любых видов танцев, основная система выразительных средств хореографического искусства. Классический танец можно назвать фундаментом всех сценических видов танца. Помимо самого утверждения классического танца как высокого искусства и самостоятельного вида театрального действия как балет, он выработал свою терминологию (французский язык) и систему подготовки танцоров, с небольшими изменениями используемую и в других стилях хореографии.
В преподавании учебной дисциплины «Классический танец» педагог руководствуется следующими дидактическими принципами:
• научной обоснованности;
• доступности;
• систематичности;
• наглядности;
• требования прочного усвоения знаний и всестороннего развития;
• связи теории с практикой;
• результативности и прочного усвоения знаний;
• межпредметности.
Задачи дисциплины «Классический танец» в специальных учебных заведениях следующие: освоение теоретических основ методики исполнения движений классического танца, изучение методики преподавания классического танца, развитие навыков композиционных построений учебных комбинаций.
В специальных учебных заведениях структура проведения урока строится по системе Агриппины Яковлевны Вагановой. Урок состоит из экзерсиса у палки, экзерсиса на середине зала, allegro (adagio, port de bras). Сохраняется соразмерность длительности частей урока.
В работе педагога большое значение имеет правильное построение (планирование) урока. Каждый урок классического танца опирается на закономерности его развития и строится по принципу от простого к сложному, от малого к большому и является как бы очередным, последовательно усложняющимся звеном всей программы обучения.
Работая над экзерсисом, необходимо:
• все движения выполнять как у станка, так и на середине зала, с одной и с другой ноги, что в равной мере укрепляет и развивает
двигательный аппарат,
• все движения изучать сначала у станка, затем на середине зала, что ещё более совершенствует элементарную технику танца,
• все учебные комбинации начинать с preparation,
• вырабатывать умение внимательно и аккуратно заканчивать каждое учебное задание, что вносит в исполнение элемент четкой
завершённости для развития танцевального апломба.
Умение чётко фиксировать конец упражнения сначала воспитывается в движениях экзерсиса, затем в других, более сложных частях урока. Это отлично дисциплинирует внимание, которое чаще всего склонно к исполнительской неточности именно в конце упражнения.
Последовательность изучения всех движений классического танца зафиксированы в учебной программе предмета. Но по мере их усвоения последовательность может несколько меняться и быть примерно такой:
• Grand и demi plié
• Различные виды battements tendus
• Ronds de jambe par terre
• Battements fondus et battements soutenus
• Различные виды battements frappés
• Ronds de jambe en l'air
• Battements relevés lent на 900, battements développés
• Petit battement sur le cou-de-pied
• Grands battements jetés.
Экзерсис на середине зала, как правило, составляется компактнее, короче и техничнее. Построение его следует от года к году постепенно усложнять и сокращать количество отдельных упражнений.
В части урока - allegro - осваиваются различные прыжки классического танца. Прыжки так же, как и все другие движения, изучаются в той же последовательности, которая указана в учебной программе.
Длительность частей урока классического танца зависит от степени подготовки учеников. У начинающих (1-3 классы средних специальных учебных заведений) первая часть урока - экзерсис у станка и на середине зала будет занимать половину всего времени, а у подготовленных (старшие курсы хореографической гимназии-колледж, студенты высших учебных заведений) постепенно сокращается длительность первой части урока и увеличивается сложность и трудность её комбинированных заданий. Вторую и третью часть урока следует постепенно увеличивать по длительности, объёму движений и трудности изучаемых приёмов.
Для эффективного освоения того или иного движения педагогу в каждом отдельном случае необходимо установить наиболее целесообразный темп. Какие-либо рекомендации здесь нецелесообразны, так как определение темпа во многом зависит от подготовки и возможностей учеников. Медленный темп исполнения является учебным приёмом развития техники танца, так как он основательно позволяет проработать все детали движения и усваивать его построение в целом. Кроме того, медленный темп хорошо вырабатывает внимание, память, точность, ритмичность, эластичность, устойчивость, кантиленность движения. Не следует, однако, слишком долго выдерживать учеников на медленном темпе исполнения. Напротив, все достаточно хорошо усвоенные движения должны выполняться в нормальном для них темпе.
Одно из основных требований методики классического танца - целенаправленное музыкальное воспитание. Все комбинации урока должны строиться с учётом музыкальной фразы (тактовой квадратности), начинаться и заканчиваться вместе с нею.
Литература
1. Базарова, Н. П. Классический танец / Н. П. Базарова. - СПб.: Лань, 2009. - 192 с.
2. Ваганова, А. Я. Основы классического танца: учебник для высших и средних учебных заведений / А. Я. Ваганова. - СПб.: Лань, 2007. - 191 с.
3. Лысенкова, В. В. Классический танец: учебное пособие для учащихся средних специальных учебных заведений / В. В. Лысенкова. - Мозырь: Белый ветер, 2001. - 472 с.
4. Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика: учеб. пособие. - СПб: СПбГУП, 2006. - 632 с.
Особенности преподавания народно-сценического танца в специальных учебных заведениях

Народный танец - один из древнейших видов народного искусства - складывался и развивался под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни. Он конкретно выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства.
Народно-сценический танец как учебная дисциплина является одной из профилирующих дисциплин в специальных учебных заведениях. Преподавание народно-сценического танца ведётся на основе типовой учебной программы и учебно-методического комплекса, разработанных в соответствии с требованиями Образовательного стандарта Республики Беларусь.
Целью дисциплины «Народно-сценический танец» выступает подготовка высокопрофессионального специалиста в области народно-сценической хореографии, владеющего исполнительскими, педагогическими и балетмейстерскими знаниями, умениями и навыками в данной сфере.
Задачами дисциплины являются:
• освоение теории и методики исполнения и преподавания народно-сценического танца;
• приобретение умений и навыков исполнения танцев разных народов мира;
• физическое и эстетическое воспитание будущих специалистов в области народно-сценической хореографии.
Урок народно-сценического танца состоит из 3-х частей: упражнения у станка, движения и комбинации на середине зала, разучивание и композиционное построение учебных этюдов на танцевальном материале народных танцев.
Основой построения урока будет являться использование многообразий танцевальных движений и их характера в правильном чередовании и переключении работы с одной группы мышц и связок на другую. Необходимо такое построение урока, на протяжении которого были бы правильно распределены силы и рационально растрачивалась энергия. Для этого необходимо постепенно включать в работу весь мышечный аппарат, не перегружая одну группу мышц за счёт другой и не утомляя их однообразием характера движений.
Каждый урок включает 8 - 9 упражнений возле станка, построенных по принципу чередования: упражнений плавных, мягких с упражнениями быстрыми, резкими. Упражнения на вытянутых ногах с упражнениями на присогнутых ногах и т.п. Экзерсис у станка - неотъемлемая часть урока.
Основу экзерсиса у станка составляют:
• Приседания
• Упражнения на развитие стопы
• Маленькие броски
• Круговые движения ногой
• Низкие и высокие развороты бедра
• Дробные выстукивания
• Каблучные упражнения
• Подготовка к «верёвочке»
• Раскрывания ноги на 90 градусов
• Большие броски.
Следующим шагом в изучении народно-сценического танца являются танцевальные движения и комбинации на середине зала:
• Танцевальные ходы
• Верёвочка, моталочка, дробные движения
• Присядки
• Хлопки и хлопушки
• Вращения
• Прыжковые движения.
Третья часть урока народно-сценического танца состоит из учебных и танцевальных этюдов. Воспитание исполнителя народного танца - процесс длительный, требующий от педагога и от тех, с кем он проводит занятия, большого каждодневного труда. Важнейшим в процессе подготовки исполнителя является формирование его двигательного аппарата, развитие актёрских способностей, освоение характера и манеры исполнения движений, чтобы в дальнейшем передавать на сцене яркую палитру того или иного народного танца.
Литература
1. Гусев, Г. П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. Учебное пособие для студентов вузов / Г. П. Гусев. - М.: Владос, 2003. - 200 с.
2. Гусев, Г. П. Методика преподавания народного танца. Этюд: учеб. пособие для студ. хореограф. фак. вузов культуры и искусств / Г. П. Гусев. - М.: Владос, 2004. - 232 с.
3. Громова, Е.Н. Основы подготовки специалистов-хореографов / Е.Н. Громова. - Санкт- Петербург: СПб.: ГУП, 2006 - 629 с.
4. Лопухов, А.В. Основы характерного танца /А.В. Лопухов, А.В. Ширяев, А.И. Бочаров. - М.: Лань, 2007. - 344 с.
Особенности преподавания эстрадного танца в специальных учебных заведениях

Эстрадный танец - вид сценического танца, небольшая хореографическая миниатюра, предназначенная для эстрадного исполнения (обычно в концерте) имеющая чёткую драматургическую основу на лаконичных средствах хореографической выразительности.
Дисциплина «Эстрадный танец» является основой профессионального обучения будущих специалистов в области эстрадной хореографии.
Основной целью дисциплины является развитие практических умений в области исполнительской техники в разных стилях и направлениях эстрадной хореографии, формирование у студентов теоретических знаний о истории возникновения и развития эстрадного танца, методики построения и проведения урока эстрадного танца.
Практическая часть дисциплины «Эстрадный танец» может соединять упражнения из ритмической и спортивной гимнастики с элементами современной пластики.
Урок начинается с разминки, включающей упражнения в положении стоя с последовательной разработкой всех групп мышц, упражнений в начальном положении сидя и лёжа и упражнений на гибкость, растяжение и расслабление.
Следующая часть урока - передвижение в пространстве и отработка учебных комбинаций, составленных на пройдённом материале.
Далее следует изучение методики исполнения элементов эстрадного танца разных стилей и направлений:
• Танцевальные этюды на пластическую выразительность тела по системе Ф. Дельсарта.
• Упражнения на развитие музыкальности, слуха и ритмических способностей по системе Жака-Далькроза.
• Танцевальные комбинации в стилистике танца в варьете и мюзик-холла, концертной миниатюры и антуражного танца.
Эстрадный танец - сложная система жанров хореографического искусства. В эстрадном танце могут присутствовать элементы хип-хопа, фанка, классического балета или джаз танца. Эстрадному танцу свойственна синтетичность выразительных средств хореографии, режиссуры, вокала, музыки, света, сценографии, декорации, костюмов, различных технических эффектов.
Литература
1. Поляткова, С. С. Основы современного танца / С. С. Поляткова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 75 с.
2. Типовая учебная программа «Эстрадный танец» для высших учебных заведений по специальности 1-17 02 01 Хореографическое искусство (по направлениям) Карчевская, Н.В., Чернышова, Е.А. 2010.
Особенности преподавания спортивного бального танца в специальных учебных заведениях

Бальный танец как учебная дисциплина играет важную роль в специальных учебных заведениях. Это связано, прежде всего, с многогранностью бального танца, сочетающего в себе художественно-эстетическое, музыкальное, пластическое, спортивно-физическое, этическое начала.
На занятиях специальной учебной дисциплины «Спортивно-бальный танец» происходит обучение основам бальной хореографии.
Основной целью учебной дисциплины является овладение танцевальной техникой и методикой преподавания спортивных бальных танцев европейской и латиноамериканской программ.
В процессе реализации этой цели решаются следующие задачи:
• ознакомление с основными видами бальных танцев европейской (медленный вальс, венский вальс, танго, фокстрот, квикстеп) и латиноамериканской (ча-ча-ча, самба, румба, пасодобль, джайв) программ;
• формирование исполнительских умений и навыков, необходимых для точного и выразительного исполнения спортивных бальных танцев;
• освоение методики создания композиции из базовых фигур танцев европейской и латиноамериканской программы;
• формирование культуры общения в паре и культуры поведения на танцполе;
• развитие хореографических и музыкальных способностей, физических данных.
Спортивные бальные танцы - вид хореографии, в котором уровень физических, эмоциональных и энергетических затрат чрезвычайно высок. Изучение танцев требует предварительной технической подготовки к восприятию изучаемого материала, поэтому, занятия начинаются с упражнений для подготовки опорно-двигательного аппарата, систем дыхания и кровообращения к предстоящей физической нагрузке, а также способствующих лучшему освоению техники спортивного бального танца.
В разминке внимание направляется на развитие максимальной подвижности в локтевых, коленных и голеностопных суставах, т.к. это обусловлено спецификой основных танцевальных движений. Основные качества, на воспитание которых необходимо обратить внимание при физической подготовке это - статическая и динамическая выносливость, скорость, быстрота и специальная гибкость (подвижность в суставах).
Задачей этого этапа является овладение навыками правильной постановки корпуса, головы, ног, рук, дыхания, развитие координации движений, необходимой для исполнения спортивных бальных танцев, Упражнения, включаемые в разминку, помогают приобрести выразительность и красоту в движениях. Разминка заставляет не только разогреть мышцы, но и психологически настроиться на разучивание элементов, из которых затем сложатся танцевальные комбинации.
Разучивание основных шагов и движений спортивных бальных танцев первоначально происходит в сольном исполнении; отдельно партии партнера и партнерши, только затем в паре. При исполнении соло небольших учебных комбинаций демонстрируется и отрабатывается техника исполнения.
Особенностью бальных танцев является их дуэтность. Исполнение танца партнером и партнершей должно демонстрировать не только спортивную подготовленность, включающую в себя силу, выносливость, динамику, но и высокий уровень согласованности движений и технического мастерства танцевального дуэта.
Успех освоения сложных комбинаций движений, артистичность, спонтанность и импульсивность, естественность и эстетичность танцоров определяются не только механическим запоминанием определенного порядка двигательных действий, но и развитием всего спектра физических и психических способностей.
За последние десять лет характер спортивных бальных танцев существенно изменился. Резко возросли динамика движения, скорость перемещения пар по паркету. Существенно увеличились скорость и количество вращений. Всё это накладывает возрастающие требования к преподаванию спортивного бального танца.
В настоящее время спортивные бальные танцы являются видом спорта с широкой и разнообразной соревновательной программой. В современной практике танцевального спорта существует большое многообразие видов соревновательной деятельности:
1. Европейская программа, куда входят пять танцев - медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот, квикстеп;
2. Латиноамериканская программа, куда также входят пять танцев - самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль, джайв;
3. Десятиборье, где в едином зачете исполняются все танцы европейской и латиноамериканской программ;
4. Европейский формейшн, где восемь пар синхронно исполняют «попурри» (смесь) из 5танцев Европейской программы;
5. Латиноамериканский формейшн, где восемь пар синхронно исполняют микс из Латиноамериканских танцев;
6. Секвэй - программа, схожая с произвольной программой фигуристов - когда одна пара исполняет произвольную (сюжетную) композицию.
Литература
1. Международная программа соревнований, в которых оценивается мастерство каждой пары в сумме двух программ (Сборник нормативных документов по спортивным танцам). - М.: ФТСР, 2008. - 224 с.
2. Мур, А. Бальные танцы / А. Мур; пер. С.Ю. Бардиной. - М.: Астрель, 2004. - 319 с.
3. Ромэн, Э. Вопросы и ответы на экзаменах уровня сложности «ассоушиэйт» по латине и стандарту имперского общества учителей танца / Э. Ромэн; пер. О.Р. Демидовой. - М.: АСТ, 1998. - 76 с.
Особенности преподавания современного танца в специальных учебных заведениях

На занятиях специальных учебных дисциплин по современному танцу студент овладевает основами различных танцевальных техник танца модерн, джазового танца, контемпорари и других направлений современной хореографии.
Основной целью учебных дисциплин по современному танцу является развитие и совершенствование исполнительских качеств, навыков и умений в освоении пластической манеры, стиля и техник различных направлений современного танца, а также изучение основных методик преподавания базовых движений современной хореографии.
Система преподавания опирается на техники таких хореографов как - Марта Грэхем, Дорис Хэмфри, Лестор Хортон, Рудольф фон Лабан, Хосе Лимон, Мерс Каннингхэм. Изучаются основные позиции рук и их разновидности, положения корпуса и центра тяжести, понятия изоляции, уровней, моноцентричного и полицентричного движения, оппозиции, а также особенности терминологии современного танца.
Разделы урока современного танца (разогрев, изоляция и координация, упражнения для позвоночника, уровни, кросс, передвижение в пространстве, комбинация или импровизация) формируются под влияниемсистемы модерн- джаз танца, различных видов искусства и спорта, связанных с движением (акробатика, гимнастика, пантомима), народного (этнического) и бытового танцев.
В основе процесса обучения специальных учебных дисциплин по современному танцу лежит учебная программа и учебно-методический комплекс специального учебного заведения. На изучение различных направлений и стилей современного танца отводится определенное количество часов согласно учебной программе.
Краткая характеристика популярных стилей современной хореографии.
Клубные танцы (Club - dance) -это бурное соединение элементов многих танцевальных стилей и направлений: движения и замки из локинга, прыжки из «хауса», шейки и «качи» из хип-хопа, пластика и эксцентричность вакинга, элементы джаза, мажорность и настроение из фанка.
Брейк-данс - танцевальный стиль, который является одним из самых энергичных современных стилей. Исполняется со сложнейшими акробатическими трюках и головокружительными вращениями. Брейк-данс зарождался в конце 60-х годов в бедных кварталах Нью-Йорка. Вначале был знаменитый танец Джеймса Брауна Get on the Good Foot.
Крамп - стиль современного танца, появившийся еще в 1992 году. Это самобытный уличный танец, характеризуется отрывистостью, агрессией, ритмичностью и темпом.
Хип-хоп один из самых популярных современных танцевальных стилей среди молодежи. Этот стиль является очень многогранным. Он соединяет в себе манеры и движения множества уличных стилей, которые появились раньше: поппинг, брейк, локинг.
Локинг - это один из самых позитивных фанковых стилей танца. Локинг насыщен эмоциями, динамичными и точными движениями. Неотъемлемая часть танца -мимика и пантомима в сочетании с шуточно-комической манерой. Основой всего танца являются замыкающиеся позиции замки, от этих движений и появилось название стиля -Locking от слова замок «Lock».
LA style - это современный стиль, который в последнее время пользуется огромной популярностью, и имеет своих поклонников в широкой аудитории энергичной, раскованной и уверенной в себе современной молодежи. LA style происходит от «Лос - Анджелесского» стиля, который, вышел из хип - хопа, так же его называют Hip Hop Choreography.
Go-Go - этот танец не является определенным стилем. В нем собраны различные танцевальные направления, которые соединяются в один жанр. Такие танцы распространены в ночных клубах, на различных презентациях и вечеринках.
Стиль R'n'B - является клубным танцем. Это направление современной хореографии одно самых популярных, которое представляет синтез элементов блюза, хип-хопа и фанка. Данный стиль является целым пластом современной культуры и отражает в себе танец, музыку и одежду.
Тектоник - это довольно молодой танцевальный стиль. Образовался в 2000 году во Франции, на волне популярности бельгийских клубных движений. Он известен еще как Electro Dance, tck, vertigo, Milky Way - это своеобразный стиль «микс», который содержит в себе элементы техно, хип- хопа, локинга, поппинга.
«Хаус» (House) - направление клубных танцев очень динамичных и ритмичных. Название происходит от музыкального стиля хаус. Хаус отличается уникальной манерой исполнения, с легким налетом гламура и вальяжности.
Вакинг (Wacking) - самый экстравагантный, привлекательный и эксцентричный стиль. Этот танец постоянно развивается и приобретает все большую популярность.
Стретчинг (Stretching) - стиль танца, который дает нам гармонию с окружающим миром, чувство умиротворения и удовлетворения с собой, своим телом и жизнью. Позволяет ощущать свое тело гибким, подтянутым и раскованным.
Street Dance - это синтез различных танцевальных жанров и культур. В нем сочетаются брейк-данс, хип-хоп, хаус и еще множество танцевальных направлений. Название этого стиля объединяет множество танцевальных стилей, которые родились за пределами танцевальных студий и балетных школ.
Стрит-джаз - современное танцевальное направление, отличительной особенностью которого является множество стилей: R'n'B, модерн, локинг, поппинг, рагга, хаус, электрик бугалу и классический джаз. За основу заложена танцевальная база хип-хопа.
Литература
1. Александрова, Н.А., Голубева, В.А. Танец модерн: Пособие для начинающих. - Спб.: «Лань»; «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2007. - 128с.
2. Александрова, Н.А., Макарова, Н.В. Джаз танец. Пособие для начинающих: Учебное пособие. - Спб.: «Лань»; «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2012. - 192с.
3. Диниц, Е.В. Джазовые танцы. - М.: АСТ, 2002. - 62 с.
4. История развития танца модерн. Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5132037/.
5. Никитин, В.Ю. Композиция урока и методика преподавания модерн- джаз танца. - М.: Издательский дом «Один из лучших», 2006. - 253с.
6. Полятков, С.С. Основы современного танца. - Ростов Н/Д.: Феникс, 2005. - 80с.
7. Шерементьевская, Н. Танец на эстраде. - М.: Искусство, 1985. - 416 с.
8. Чурко, Ю. М. Линия, уходящая в бесконечность: субъективные заметки о современной хореографии / Ю. М. Чурко. - Минск: Полымя. - 1999. - 224 с.

Хореографический колледж Губернская Балетная Школа.

Хореографический ресурс
choreoresour.ru - официальный сайт 2020