Хореографический коллектив

Критерии отбора детей для занятий хореографией

1. Требования и основные критерии, предъявляемые при отборе детей для занятий хореографией.
2. Показатели анатомо-физических данных для занятий хореографией и их диагностика.
3. Особенности психологической типологии детей
Занятия хореографией оказывают положительное воздействие на физическое развитие детей, содействуют их эстетическому воспитанию, способствуют росту общей культуры. Однако приобщая детей к танцевальному искусству необходимо разграничивать степень профессионализации занятий искусством танца. Многочисленные кружки художественной самодеятельности, хореографические ансамбли, общеобразовательные школы с хореографическим обучением не готовят профессиональных исполнителей, отсюда критерии отбора для занятий хореографией в этих учреждениях не такие жёсткие, как в хореографических колледжах, готовящих будущих артистов балета. В любительские коллективы принимают всех внешне здоровых детей, обладающих чувством ритма, при этом родители должны предоставить медицинское заключение о состоянии здоровья ребёнка и разрешение врачей для занятий по хореографии.
Несомненно, что для овладения искусством танца необходимо обладать определёнными способностями. Кроме того, правильный отбор детей будет способствовать успешному решению задач учебно-воспитательной работы. Проверяя способности ребёнка для занятий хореографией необходимо учитывать тот факт, что в определённые возрастные периоды преобладает рост, а в другие - развитие. Периоды ускорения роста соответствуют определённым в жизни ребёнка годам и достаточно чётко отражают генетически детерминированный биологический ритм, который можно использовать с целью совершенствования процесса обучения в хореографии.
К анатомо-физиологическим особенностям ребёнка относятся: рост, пропорции тела, осанка, выворотность ног, стопа, балетный шаг, гибкость тела, координация движений, музыкально ритмическая координация, апломб и тип высшей нервной деятельности.
Возрастные периоды ускорения роста проходят у детей с 3 до 7, с 11 до 15 лет. Периоды замедления роста - с 7 до 10-11 лет. Приблизительно до 10 лет мальчики и девочки растут одинаково, у девочек с 11-12 лет (более раннее наступление полового созревания), а у мальчиков с 13-14 лет темп роста ускоряется, и к 14-15 годам рост мальчиков и девочек почти одинаков. Однако с 15 лет мальчики растут быстрее. Препубертантный период наступает - в 8-9 лет у девочек, и в 10-13 лет у мальчиков. Костная система в младшем школьном возрасте ещё окончательно не сформирована, не завершено окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей. Позвоночник гибок и податлив, и при длительном неправильном положении тела возможно его искривление, поэтому необходимо следить за правильной осанкой и походкой.
В 12-14 лет наступает пубертатный период (половое созревание). В это время в их организме происходят резкие эндокринные сдвиги, меняются пропорции тела. У девочек увеличивается поперечник таза и ширина грудной клетки, у мальчиков идёт увеличение поперечника таза и объёма грудной клетки, окончательное вытягивание туловища. Кости утолщаются, окончательно устанавливаются изгибы позвоночника, нарастает мышечная масса, увеличивается сила и выносливость мышц.
Различают три основных типа или формы пропорции тела:
• первая форма - долихоморфная - характеризуется относительно узким туловищем, плечами и тазом, и относительно длинными руками и ногами, причём само туловище сравнительно короткое;
• вторая форма - брахиморфная - в противоположность первой характеризуется относительно длинным и широким туловищем и сравнительно короткими ногами и руками;
• третья форма - мезоморфная - представляет собой среднюю форму строения тела, промежуточную между двумя предыдущими.
В хореографии предпочтение отдаётся долихоморфному и мезоморфному типам сложения.
В анатомическом отношении осанка человека рассматривается в трёх плоскостях, проходящих через общий центр тяжести человека:
• поперечная (горизонтальная), делящая тело на верхнюю и нижнюю половины;
• продольная (сагиттальная), которая разграничивает тело на две симметричные части - правую и левую;
• переднезадняя (фронтальная), учитывающая строение передней и задней частей тела.
Основа осанки - позвоночник и его соединения с тазовым поясом. Позвоночник имеет изгибы:
• шейный (впереди),
• грудной (назад),
• поясничный (вперёд),
• крестцо-копчиковый (назад).
При нормальной осанке изгибы позвоночника выражены умеренно. Направление линии позвонков при этом строго вертикально. Правая и левая части симметричны: шейно-плечевые линии на одном уровне, углы лопаток на одной высоте и на одном расстоянии от позвоночника, треугольники талии (пространство между линиями туловища и вытянутыми вдоль рук) одинаковые. В нормальной осанке ось тела, проходя через общий центр тяжести, проецируется на середину площади опоры, что обеспечивает устойчивое равновесие тела.
В осанке детей бывают заметны различные отклонения. Такие отклонения как - асимметрия лопаток (незначительный сколиоз), седлообразная спина (лордоз), сутулость (кифоз) могут быть исправлены.
Как отклонения в осанке рассматриваются О-образные и Х-образные ноги. В Х-образных ногах внутренние связки коленей длиннее, а наружные - короче. При О-образных ногах внутренние связки коленей сокращены и бедра удалены друг от друга. Некоторые формы Х-образных и О-образных ноги поддаются исправлению путём применения специальных тренировочных упражнений.
Серьёзным недостатком осанки считаются плоскостопие, при котором противопоказаны занятия танцем. Однако незначительные формы плоскостопия в процессе роста ребёнка и постоянных целенаправленных упражнений могут быть исправлены.
Выворотность ног — это способность развернуть ноги (бедра, голени и стопы) в положение endehors (наружу), когда при правильно поставленном корпусе бедра, голени и стопы повёрнуты своей внутренней стороной наружу.
Выворотность ног в тазобедренном суставе проверяют следующим способом. Ребёнок встаёт боком к станку в I позицию, придерживаясь за палку. Затем педагог поднимает ему ногу в сторону на 90 и осторожно отводит её назад, при этом необходимо следить за тем, чтобы нога сохраняла выворотное положение. Если у ребёнка выворотность ног недостаточная, пятка и нога при отводе их назад не сохраняют выворотности всей ноги.
На выворотность ног в голени влияют связки коленного сустава, поэтому обращается внимание на их состояние и на возможность растягивания внутренних связок коленного сустава специальными упражнениями.
Выворотность ног зависит от двух важных факторов.
Во-первых, от строения тазобедренного сустава. В одних случаях вертлужная впадина уплощена, а в других отличается глубиной. Чем глубже головка бедренной кости входит в вертлужную впадину, а связки, фиксирующие бедренную кость в вертлужной впадине, жёстче, тем меньше выворотность ног, и, наоборот, у детей с хорошей выворотностью ног ветлужная впадина неглубокая и связки эластичные.
Во-вторых, выворотность ног зависит и от строения ног будущего танцовщика. Формирование голени и стопы у детей обычно заканчивается к 12 годам. К этому времени носки стоп у ребёнка оказываются повёрнутыми либо наружу, либо внутрь («косолапие»). Иногда при хорошей выворотности в бёдрах встречается плохая выворотность в голенях и стопах и, наоборот, при хорошей выворотности в голенях и стопах может быть плохая выворотность в бёдрах.
Стопа (сложный в анатомическом и функциональном отношении аппарат) является опорой тела человека, выполняет рессорные функции и функции регулятора равновесия, способствует отталкиванию тела при ходьбе, беге, прыжке. По анатомическому строению различают стопу нормальную, сводчатую и плоскую. У стопы два продольных свода: внутренний и наружный. Внутренний (рессорный) имеет высоту 5-7 см, наружный (опорный) около 2 см. Стопа имеет поперечный свод.
Уплощение продольного и поперечного сводов проявляется в плоскостопии. Этот дефект отрицательно сказывается на занятиях хореографией. При небольшом плоскостопии с помощью целенаправленных тренировок возможно улучшение сводов стоп.
Высота балетного шага определяется при выворотном положении ног в трёх направлениях: в сторону, вперёд и назад: для мальчиков норма не ниже 90, для девочек - выше 90. Необходимо обратить внимание на то, насколько легко поднимается нога. Амплитуда шага в стороны и вперёд зависит от степени выворотности ног и подвижности тазобедренных суставов. Амплитуда шага назад зависит от подвижности позвоночного столба, силы и эластичности задней группы мышц бедра. Амплитуда шага способствует высоте прыжка.
Гибкость тела одно из главных профессиональных требований к тем, кто собирается профессионально заниматься хореографией. Она определяется величиной прогиба испытуемого назад и вперёд. Для этого ребёнка ставят так, чтобы ноги были вытянуты, стопы сомкнуты, руки разведены в стороны. Затем ребёнок перегибается назад до возможного предела, при этом его обязательно страхуют, придерживая за руки. Поскольку гибкость тела зависит от ряда слагаемых (подвижности суставов, главным образом тазобедренного, гибкости позвоночного столба, состояния мышц), следует обратить внимание на правильность прогиба в области верхних грудных и нижних поясничных позвонков. Гибкость корпуса зависит от гибкости позвоночного столба. Степень же подвижности позвоночного столба определяется строением и состоянием позвоночных хрящей. Гибкость (или прогиб назад) должна быть в области нижних грудных и верхних поясничных позвонков. Наклон корпуса вперёд и вниз совершается благодаря растяжению межпозвоночных дисков, а также икроножных, подколенных и тазобедренных мышц и связок.
Прыжок придаёт танцу необходимые для него качества: лёгкость, воздушность, полезность - и поэтому является его важной составной частью. Для прыжка важно качество, обозначаемое в хореографии термином ballon (баллон) - умение высоко и эластично прыгнуть вверх и сохранить во время прыжка рисунок позы. Высота прыжка зависит от силы мышц, согласованности работы всех частей тела, и, в частности, сгибателей и разгибателей суставов: тазобедренного, коленного, голеностопного, стопы и пальцев, их подвижности.
Среди двигательных функций особое значение для танца имеет координация движений - процесс согласования движений звеньев тела в пространстве и во времени (одновременное и последовательное).
Основной характеристикой равновесия и апломба тела является устойчивость. Стержень апломба - позвоночник, но важную роль для устойчивости играют хорошее зрение, нормальная работа вестибулярного аппарата, координация, общее хорошее физическое развитие и здоровая нервная система.
При обучении детей танцу необходимо знать, к какому типу высшей нервной деятельности относится психика того или иного ребёнка. Существует четыре типа высшей нервной деятельности человека: темперамент сангвиника - сильный, уравновешенный, подвижный; темперамент холерика - сильный, неуравновешенный, подвижный; темперамент флегматика - сильный, уравновешенный, инертный; темперамент меланхолика - слабый.
Наиболее подходящими для занятий танцем из четырёх типов темпераментов принято считать сангвиников и холериков, флегматики требуют особых, индивидуальных занятий.
Литература
1. Баднин, И. А. Отбор детей в хореографическое училище. Охрана труда и здоровье артистов балета / И. А. Баднин - М.: Просвещение, 1987. - 195 с.
2. Барышникова. Т. Азбука хореографии. Внимание: дети! / Татьяна Барышникова. -М. Рольф, 2001. - С 32-45.
3. Бахрах, И. И. Физическое развитие школьников 8-17 лет в связи с индивидуальными темпами роста и формирования организма / И.И. Бахрах, Р. Н. Дорохов // Медицина, подросток и спорт. - Смоленск. - 1973. - С.39 -58.
Методика организации постановочной и репетиционной работы в детском хореографическом коллективе (народном, эстрадном, бальном, современном)

1. Принципы организации и методика постановочного процесса.
2. Учёт возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей и подростков при сочинении хореографической композиции
3. Цели и задачи репетиционной работы. Методика проведения репетиционной работы
Методика — это совокупность форм, методов и приёмов работы педагога, это своеобразные технологии профессионально-практической деятельности хореографа.
Постановочная работа- индивидуально неповторимый, творческий процесс создания хореографического произведения, имеющий определённые закономерности.
Репетиционная работа — это сложный художественно-педагогический процесс, в основе которого лежит коллективная творческая деятельность, предполагающая серию репетиций по созданию новых произведений, по поддержанию высокого художественного уровня имеющихся хореографических номеров и постоянному росту исполнительского уровня участников коллектива.
Балетмейстерская деятельность является одним из сложнейших аспектов профессиональной работы хореографа и имеет доминирующее значение в работе руководителя танцевального коллектива. Постановочная работа сопряжена с образным мышлением и творческим воображением. Кроме того, она требует от руководителя коммуникативных, организаторских способностей, а также педагогических и репетиционно-постановочных навыков.
Работа в коллективе по созданию нового хореографического произведения всегда ведётся в нескольких направлениях.
1. Первое направление включает в себя индивидуальную работу постановщика по созданию хореографического произведения, которая включает в себя - формирование идеи и замысла; период подбора музыкально-хореографического материала; стадию построения драматургической линии хореографической композиции; разработка композиционного плана.
2. Второе направление охватывает работу постановщика с музыкальным руководителем или концертмейстером коллектива по созданию музыкальной партитуры, и с художником, создающим сценические костюмы к будущему танцу.
3. Третье направление предполагает непосредственную работу с коллективом при создании хореографического произведения, куда входят беседы и рассказы о будущей хореографической постановке и период самой постановочно-репетиционной работы с исполнителями. Постановщик намечает образные характеристики героев, рассказывает об особенностях взаимодействия персонажей. Такие беседы необходимы для детей, так как они создают яркую картину действия, воспитывают чувство причастности к творческому процессу, ответственность за конечный результат и вырабатывают дух коллективизма.
Основными критериями при подборе хореографического материала для будущей постановки являются:
• возрастная градация коллектива;
• художественно-технический уровень коллектива и степень исполнительских возможностей его участников;
• возможности сценического воплощения номера.
При постановочном процессе балетмейстер должен исходить из психолого-возрастных особенностей группы или коллектива, так как каждому возрастному уровню детей соответствует психолого-эмоциональная шкала восприятия. Говоря о детском коллективе, следует учитывать приемлемое деление по группам с точки зрения психофизических критериев, и на основе этой градации осуществлять подбор музыкального и хореографического материала.
1) Малыши или подготовительная группа - 4-6 лет;
2) младшая группа - 6-8лет;
3) средняя группа - 8-12 лет;
4) старшая группа -12-15 лет;
5) подростковая или юношеская группа -14-16лет.
Однако, несмотря на разницу возрастных групп при постановочном процессе необходимо придерживаться общих определённых требований
• для одной и той же возрастной группы необходимо создавать танцы разного жанра: игрового, сюжетного;
• создаваемые номера должны отличатся по форме и по составу исполнителей;
• при постановочном процессе необходимо работать двумя составами, что позволит занять всех участников коллектива.
У каждого балетмейстера вырабатывается своя индивидуальная манера постановки и своя методика построения постановочно-репетиционного процесса. Однако это не исключает необходимости знания системы различных методов, средств и форм постановочного процесса.
Методика постановочной работы может быть различной. В традиционной методике используют словесные, наглядные и практические методы:
• словесные методы основываются на объяснении, рассказе и беседе;
• наглядный метод является одним из решающих при постановочном процессе, так как основывается на стремлении детей подражать педагогу. Подражая своему педагогу в манере и характере исполнения движений, они копируют не только грамотный и выразительный показ, но и его возможные ошибки;
• практический метод включает в себя самостоятельное исполнение хореографического текста.
В целях повышения эффективности постановочного процесса балетмейстеры иногда прибегают к «проблемной методике», которая предполагает более активную умственную и эмоциональную деятельность. Во время постановочного процесса балетмейстер предлагает детям дополнить танцевальную комбинацию или исполнить предлагаемое движение в своём стиле.
Сама схема постановочного процесса может быть разной. Первый вариант - постановка номера - с выхода и до финала. Как правило, этот вид постановочного процесса используется при переносе готового хореографического номера на другой состав, или если балетмейстер полностью сочинил композицию.
Второй вариант - поэтапный постановочный процесс, в котором идёт проучивание основных и наиболее часто встречающихся движений; затем объединение их в комбинации и в этюды. Разводка по рисункам с включением комбинаций. В таком варианте возможны изменения в лексике и рисунках.
Однако при всех вариантах проученные материал необходимо повторить несколько раз, чтобы закрепить в памяти, вжиться в «роль».
Учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей при сочинении хореографической композиции
Подбор танцевального номера для детского коллектива имеет свои законы, прежде всего, нравственно-эстетические, и их несоблюдение чревато нежелательными последствиями. На постановку одного сценического номера тратится достаточно много времени и сил, в процессе его создания идёт формирование эстетического вкуса. Восприятие танца, его образа (одновременно и слуховое, и зрительное, и эмоциональное) связано с определённой подготовкой к ассоциативному мышлению, которое необходимо развивать у детей. Но художественного впечатления достигает лишь танец, несущий в себе интересный, индивидуальный облик, поэтому детские номера могут создаваться на:
• сюжете, связанном со сказками, героями детских мультфильмов, игр и т.д.
• основе образов, связанных с детским миром и не имеющим сюжета, например - «Подснежник», «Солнышко», «Весёлые колокольчики» и т.д.
При всём многообразии источников необходимо знание психологовозрастных особенностей детей и дифференцированный подход к постановочному процессу.
Малыши или подготовительная группа 4-6 лет первый год обучения
Для этой возрастной группы необходимо в первую очередь развивать музыкальный слух и чувство ритма. Поэтому универсальным движением, на основе которого можно строить танцевальные этюды — это танцевальные шаги и их сочетание.
Необходимо совершенствовать умение ритмично выполнять основные движения, поэтому надо давать упражнения на хлопки, притопы, повороты.
В этом возрасте можно давать танцевальные этюды для развития актёрской выразительности. В репертуаре могут быть танцевальные этюды «кошечки», «птички», «медведи» и т.д., где положения рук, корпуса и головы понятны детям и доступны им.
В этом возрасте даётся понятие о красоте осанки, лёгкости шага, делающие движения красивыми и грациозными
В занятиях должны преобладать игровые моменты и необходимо использовать лёгкие танцевальные формы
На первом году обучения дети пробуют выстраиваться в простые рисунки, преимущественно в горизонтальные и вертикальные линии, двигаться по кругу, иногда их можно ставить в пары друг с другом.
Большая часть урока проводится на середине зала
Младшая группа 6-8лет - второй, третий год обучения.
У детей этого возраста восприятие целостное, память - эмоциональная, мышление - преимущественно образное (конкретно образное), поэтому танец для них на первых парах может ассоциироваться не только с музыкой, но и со словами, рисунками, бытовым жестом, элементами пантомимы. Один из видов искусства помогает восприятию другого, а их синтез даёт необходимую полноту восприятия искусства в целом. В основу обучения танцевальному искусству детей младшего школьного возраста необходимо положить методику игрового проведения занятий. Но игра должна выступать как способ организации привлекательной коллективной деятельности, направленной на выработку художественно-творческих и исполнительских умений и навыков.
Игру - занятие необходимо рассматривать как метод достижения намеченной педагогом цели, содержащей в себе элементы волевых усилий, упорства в исполнительском труде. Специфика обучения хореографии связана с преодолением физических нагрузок, но сами по себе физические трудности не имеют воспитательного значения, если не связаны с творчеством и эмоциями, и не сочетаются с трудом умственным. Так, действуя в игровой, воображаемой ситуации, в определённой творческой роли, ребёнок как бы перешагивает рубеж своих возможностей - он становится более организованным, собранным и волевым.
На занятиях в этой группе усложняются не только движения, но и рисунки начинается
• усвоение построения в колонны по 2 и 4 человека,
• осваиваются переменные направления - по кругу, по диагонали, вправо, влево,
• появляются понятия рисунка «змейки, улитки»,
• совершенствуется опыт детей по поводу музыкально-ритмических изменений, то есть вводятся понятия шага на 3\4, 4\4,
• даются элементы свободной и естественной пластики,
• начинается работа по ознакомлению со станком,
• проводятся первые уроки на растяжку,
• для мальчиков идёт ознакомление с простейшими трюковыми элементами,
• развивается творческая активность в придумывании различных персонажей и игровых образов, и их эмоционального состояния.
В этой возрастной группе репертуар можно усложнить разнообразными польками, образными танцами, такими как «Журавель», «Жабка» «Колосочек» и т.д.
Вводятся танцы, которые несут небольшой элемент сложности и эмоционального состояния, например - «Весёлый котёнок», «Грустная птичка» и т.д.
У педагога для этого возраста должен быть большой арсенал различных форм игровой деятельности: Творческие игры. Сюжетно- ролевые игры. Импровизационные игры.
Средняя группа - 8-12 лет
В этой возрастной группе необходимо учитывать особенности детей 8-12 лет. Именно в этом возрасте ускоряется физическое развитие ребёнка. Дети в этом возрасте быстро растут, у них увеличивается скорость и сила движения, улучшается равновесие Кожно-мышечная чувствительность позволяет ученикам более точно исполнять движения, связанные со сгибанием и разгибанием корпуса, ног, рук, наклонами и поворотами головы. В этом возрасте более эффективно осваиваются движения, требующие навыков координации, пространственности, чувства равновесия, гибкости, силы и т.д. Происходят определённые изменения и в психологии. Идёт процесс познания, и здесь особое значение приобретают беседы о хореографии, фольклоре, балетном театре, источниках и правилах исполнения движения и т.д.
В этой группе могут быть различные переплясы, игровые танцы, танцы с более сложной лексикой.
Подростковые группы - 12-15 лет
Подростковым (возраст тинэйджера) считается возраст с 12 до 15 лет, и он относится к наиболее сложному периоду. В этот период происходит:
• формирование навыков логического мышления и памяти,
• развитие познавательных процессов подростков достигают такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные.
Однако развитие эмоциональной сферы протекает очень бурно и неравномерно и выражается в резкой смене настроений и переживаний, повышенной возбудимости, импульсивности и чрезмерно большого диапазона полярных чувств.
В этом возрасте наблюдается наличие подросткового комплекса, который демонстрирует перепады настроения подростков - порой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. В процессе общения проходят значимые перемены: теряется актуальность отношения с родителями, учителями и первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками, ярко проявляется принадлежность к какой- либо группе
В этой группе идёт закрепление и более глубокое изучение практических знаний и навыков о правилах и закономерностях движения тела, ног, рук, корпуса, головы. Движения, усвоенные у станка, исполняются на середине. Лексика предельно усложняется, и в хореографических номерах используется техника вращения, присядок, трюковые элементы, простые поддержки и т.д. Кроме того, для этой подростковой группы доступны номера, отражающие отношения полов. Сюжетно-игровые номера и танцевальные композиции с драматургическим содержанием так же могут входить в репертуар этой группы.
К этому времени подростки должны уметь исполнять движения народно-сценических танцев различных народов, таких как Украина, Грузия, Молдавия, Венгрия, Польша и т.д., с сохранением динамики, характера и манеры исполнения. В этой группе должны танцевать традиционные белорусские танцы такие как «Лявониха», «Микита». «Митусь» - все те номера, которые требуют определённой хореографической подготовки и технических хореографических навыков.
Цели и задачи репетиционной работы. Методика проведения репетиционной работы
Руководитель должен использовать такие приёмы и методы работы с коллективом на репетиции, которые позволяли бы успешно решать стоящие перед ним творческие и воспитательные задачи. Важно продумать организационно-методическую и техническую стороны репетиционные занятия до мельчайших подробностей.
Продолжительность каждого занятия в детском хореографическом коллективе зависит от возрастной группы:
• для малышей, подготовительных групп продолжительность занятия - 30-40 минут;
• для младшей группы и средней - от 45 до 60 мин;
• для старшей и подростковой группы занятия могут увеличиваться от 60 мин до 1ч 30
В этот отрезок времени входят - разогрев, репетиционная работа и постановочная работа. Исходя из того же деления детей на группы по возрастному принципу строиться занятие по хореографии
Как правило, занятие строиться по следующей схеме.
1часть - вводная, она занимает 5-10 минут. Её задача - организовать внимание детей, создать рабочее настроение и обстановку, разогреть детей, ввести их мышцы в рабочее состояние. Содержание занятия зависит от возраста детей и их подготовленности. В средних и старших группах вводится экзерсис у станка продолжительностью 20-25 минут
2часть - учебно-репетиционная. Её задача - проучивание новых элементов, отработка и закрепление пройденного материала.
3часть - постановочная. В этой части занятия ставятся новые номера и репетируются уже имеющиеся номера в репертуаре, происходит ввод новых исполнителей и т.д.
Подача материала в детских хореографических коллективах должна осуществляться по принципу:
- от простого к сложному;
- от маленького к большому.
При проведении занятий необходимо учитывать и соблюдать следующие правила:
1) Показ движений должен быть в полную ногу и в полную силу, что бы дети видели наглядно, как должно исполняться движение.
2) При показе любого движения необходимо доходчивое объяснение.
3) Любой урок должен строиться с учётом «внимания» и «отдыха».
4) В движениях должны присутствовать элементы игры (подготовительные, младшие группы)
5) Необходимо давать детям возможность для импровизации
6) Не перегружать детей и давать им возможность ослабить внимание лёгкими паузами или исполнением знакомых движений.
7) При показе образных движений надо обсуждать эмоциональную окраску этого образа (злой волк, хитрая лиса, весёлый зайчик).
Литература
1. Богданов, Г.Ф. Работа над композицией и драматургией хореографического произведения: Учебно-методическое пособие / Г.Ф. Богданов. М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2007. - 192с., ил., нот.
2. Богданов, Г.Ф. Работа над содержанием хореографического произведения: Учебно-методическое пособие / Г.Ф. Богданов. М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2006. - 144с., ил., нот.
3. Богданов, Г.Ф. Работа над танцевальной речью: Учебно-методическое пособие / Г.Ф. Богданов. М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2006. - 160с., ил., нот.
4. Нилов Вячеслав Николаевич. Хореография в системе художественного воспитания младших школьников (Теория и практика): Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 : Москва, 1998. - 214 с.
5. Пуляева, Л. Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие / Л. Е. Пуляева. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2001. - 80 с.
Методика организации постановочной и репетиционной работы во взрослом хореографическом коллективе (народном, эстрадном, бальном, современном)

1. Педагогические требования и принципы постановочного процесса во взрослом хореографическом коллективе.
2. Учёт творческой индивидуальности и технических возможностей участников коллектива.
3. Методика ведения репетиционной работы во взрослом хореографическом коллективе.
4. Особенности работы хореографа с художником по сценическому оформлению хореографического произведения (подбор костюма, аксессуаров, макияжа).
Педагогические требования - метод воспитания, при помощи которого происходит побуждение и активация, вызывающая у участников стимуляцию или отторжение. Требование - это условие, критерий, которому должна соответствовать система.
Принцип - это основное начало, на котором построено что-нибудь (какая-либо система, теория, политика, устройство)
Педагогические требования, принципы и методика постановочного процесса во взрослом хореографическом коллективе.
Рассматривая вопросы работы во взрослом хореографическом коллективе, следует определить его возрастной ценз. Взрослым считается коллектив, в котором возраст участников варьируется от 16 до 35 лет. Это вполне самостоятельные и взрослые люди, которые занимаются совершенно сознательно
Постановочно-репетиционный процесс во взрослом хореографическом коллективе в общих чертах аналогичен постановочному процессу в детском коллективе, однако имеет свои существенные отличия. Это обуславливается иными психолого-возрастными особенностями участников. Во взрослом коллективе предполагается глубокое изучение практических знаний и навыков о правилах и закономерностях движения тела, ног, рук, корпуса, головы. В этом возрасте сформирован костно-мышечный аппарат, устанавливается рост и вес тела. В коллективе занимаются, как правило, участники, имеющие определённые знания в сфере хореографического искусства. Но если приходят неподготовленные участники, то они совершенно сознательно постигают азы хореографического мастерства и с пониманием воспринимают основные правила танцевального искусства.
Основополагающую роль в деятельности и функционировании взрослого хореографического коллектива играет морально-нравственная атмосфера, царящая в коллективе. Для взрослых исполнителей это своеобразное место, где собирается круг единомышленников, и занятия хореографией соединяют воедино физическое и умственное, эмоциональное и интеллектуальное, общечеловеческое и специально-художественное, личное и общественное - все те аспекты, которые позволяют рассматривать деятельность взрослых участников в таких коллективах как предпосылку их гармонического развития.
Особую роль выполняет актив, состоящий из наиболее преданных и деятельных участников. Совместно с руководителем коллектива они устанавливают определённые правила пребывания в ансамбле, создают традиции и морально-психологический климат в коллективе. Данное обстоятельство достаточно хорошо осознается руководителями. Так, во время социологических исследований о положительных и отрицательных критериях занятиями в коллективах, на вопрос: «Какое значение Вы придаёте морально-психологическому климату в коллективе?» подавляющее большинство опрошенных ответило: первостепенное - 88%, второстепенное - 8%, затруднились ответить -4%. Т.е для взрослых участников коллектива этот аспект является наиболее важным.
Большую роль в воспитательно-педагогическом процессе взрослого коллектива играют художественно-творческие стимулы, такие так: участие в концертах, смотрах, фестивалях, поездки за рубеж.
По сравнению с детскими хореографическими коллективами, время занятий взрослого коллектива существенно увеличивается, и длится около 3 часов с двумя перерывами. Кроме экзерсиса у станка, во взрослом коллективе практикуется экзерсис на середине. Экзерсис у станка выполняет несколько функций - функцию разогрева, изучения и усовершенствования танцевально-исполнительского мастерства. После разогрева и работы на середине следует перерыв.
Взрослые любители танцевального творчества очень сознательно относятся к занятиям хореографией. Многие из них совершенствуют своё исполнительское и техническое мастерство самостоятельно, без напоминаний педагога и без его постоянного наблюдения. Усвоив основные правила исполнения движений, участники коллектива индивидуально работают над повышением своего мастерства в перерывах или после занятий.
Как и в детском ансамбле, постановочная работа ведётся в нескольких направлениях: Первое направление включает в себя индивидуальную работу постановщика по созданию хореографического произведения, которая включает в себя - формирование идеи и замысла; период подбора музыкально-хореографического материала; стадию построения драматургической линии хореографической композиции; разработка композиционного плана.
• Второе направление охватывает работу постановщика с музыкальным руководителем или концертмейстером коллектива по созданию музыкальной партитуры, и с художником, создающим сценические костюмы к будущему танцу.
• Третье направление предполагает непосредственную работу с коллективом при создании хореографического произведения, куда входят беседы и рассказы о будущей хореографической постановке и период самой постановочно-репетиционной работы с исполнителями.
Во взрослом хореографическом коллективе особое значение приобретает индивидуально-творческий аспект. Как правило, сами исполнители вносят много личного и творческого в создание номера или образа, создаваемого в танце. Участники являются непосредственными помощниками руководителя в создании хореографического произведения, посредством привнесения в номер своего творческого я
Учёт творческой индивидуальности и технических возможностей участников коллектива.
Репертуар взрослого хореографического коллектива существенно отличается от детского. Кроме хореографических композиций с большей степенью сложности лексического языка (по отношению с детскими танцами), в номерах поднимаются философская, морально-нравственная тематика. Кроме того, в программе могут быть произведения на военно-историческую и религиозную тематику. Весь этот многогранный и объёмный круг тем, отражающийся в хореографических произведениях, требует особенного подбора к исполняющимся партиям. Поэтому учёт творческой индивидуальности и технических возможностей участников коллектива приобретает особенное значение. Наиболее ярко проявляется такие понятия, как характерный типаж, героический образ, лирическое амплуа и т.д. Довольно часто во взрослом коллективе создаются хореографические номера на конкретного исполнителя, индивидуальная манера которого имеет свои неповторимые черты. И с уходом яркого исполнителя из номера, или его замена на другого, менее типажного танцовщика, негативно влияет на весь колорит произведения, а иногда такая замена способствует снятию номера с программы. В целях более эффективного и презентабельного осуществления хореографической постановки необходим учёт индивидуальных особенностей каждого исполнителя как в плане личностном, психологическом, так и в плане танцевально-технической подготовки. Кроме внешности, при подборе исполнителей для номера постановщик должен учитывать и типы высшей нервной деятельности участника коллектива. Этот фактор существенно влияет на индивидуальную исполнительскую манеру артиста. Темперамент сангвиника - сильный, уравновешенный, подвижный; темперамент холерика - сильный, неуравновешенный, подвижный; темперамент флегматика - сильный, уравновешенный, инертный; темперамент меланхолика - слабый.
Методика ведения репетиционной работы во взрослом хореографическом коллективе
Руководитель должен использовать такие приёмы и методы работы с коллективом на репетиции, которые позволяли бы успешно решать стоящие перед ним творческие и воспитательные задачи. Важно продумать организационно-методическую и техническую стороны репетиционные занятия до мельчайших подробностей. Так как без планирования в репетиции неизбежно появляется элемент стихийности, разбросанности, самотёка. Она может неожиданно затянуться или, наоборот, закончиться быстро, так как что-то выпало из поля зрения руководителя. Всё это, в конечном счёте, сказывается на художественно-эстетическом росте коллектива, психологическом настрое участников на серьёзное творчество. Поэтому руководителю для придания своей работе стройности, завершённости, логичности, педагогической направленности необходим продуманный и зафиксированный план репетиции, который включает основные направления деятельности и задачи с их детальной расшифровкой.
Задачи репетиции должны носить конкретный характер и важно, чтоб они включали моменты не только технические, но и художественно эстетические и педагогические. Воспитательные задачи формулируются в первую очередь для придания всей работе коллектива единой стержневой линии.
Исходя из плана, руководитель предварительно ставит перед участниками конкретные задачи: выучить движения, представить образное содержание исполняемого номера, его художественно-исполнительские особенности и т.д. Руководитель должен уметь придать всей учебно-творческой деятельности и репетиционной работе воспитательную направленность, сочетать развитие технических и художественно-исполнительских навыков у участников с их нравственно-эстетическим развитием, формированием общей культуры поведения.
Репетиция - это труд, при котором не всегда сразу видны результаты. Она включает элементы монотонности, что утомляет участников, снижает их общую и исполнительскую активность. Создание творческой и соответствующей морально-психологической обстановки в коллективе помогает достижению намеченной цели.
Исходя из этого, определим основные принципы проведения репетиционного процесса во взрослом коллективе:
1. Начало репетиций должно начинаться в строго установленное время, в независимости от сбора участников - это этическое, педагогическое и художественно-эстетическое требование. Своевременность начала работы позволит приучить всех приходить на репетицию заранее, на 10 - 15 минут до начала. Отсутствие пунктуальности приведёт к потере времени, отведённого на репетицию, снижению дисциплины, порядка и от этого теряется не только художественная отдача репетиции, но и её воспитательный, нравственно-организующий смысл. При попустительстве и отсутствии реакции на опоздание без уважительной причины в коллективе появляются нездоровые тенденции «исключительности» для некоторых участников, резко падает педагогическое значение репетиции.
2. Репетиция должна начинаться с разогрева, чтобы подготовить мышечный аппарат исполнителей для учебно-репетиционной работы. Длительность разогрева должна быть подчинена целям и задачам репетиции и может нести несколько функций - функцию разогрева, проучивания и совершенствования исполнительского уровня. Затем следует перерыв, который достаточно часто участники используют для индивидуальных занятий над усовершенствованием своего мастерства. После перерыва идёт постановочная или репетиционная работа. Начинается отработка поставленного номера. Целый танец вновь разбивается на куски (части) и над каждой из них идёт кропотливая работа по формированию ансамблевости и синхронности исполнения хореографического текста. Второй перерыв служит, как правило, для отдыха и третий час работы может быть посвящён отработке проученного материала, работе с солистами, работе над трюковой техникой. Практика показывает, что при таком временном соотношении первой и второй половины репетиции достигается максимальная активность участников.
3. Во взрослом хореографическом коллективе можно позволить себе работать над одним произведением в течение всей репетиции в том случае, когда постановщик точно и правильно спланировал поочередность работы с группами. Например - руководитель просмотрел сольные комбинации, сделал соответствующие замечания, отпустил солистов исправлять допущенные ошибки, а сам стал просматривать мужские или женские партии. Работа над одним номером, но с разными группами исполнителей позволяет эффективно и быстро завершить отработку данного танцевального произведения, не утомив и не расслабив, при этом, весь состав.
4. При работе над номером следует избегать частых остановок. Это сбивает темп репетиционного процесса, и разбивает целостное представление о номере. Кроме того, частые остановки не позволяют проверить физические нагрузки, испытываемые исполнителями во время прохождения танца. Хореографические номера взрослого коллектива имеют, как правило, высокий коэффициент сложности и содержат в себе трюковые элементы, разнообразные присядки, вращения и т.д. Трудные, в техническом смысле номера, необходимо «нарабатывать», тренировать дыхание, и уметь распределять нагрузку как физическую, так и эмоциональную. И только прохождение танца без остановок, в полную силу, способствует наработке эмоционально-физической стабильности исполнения номера.
5. Очень важно создать правильный темп репетиции и поддерживать его на протяжении всего периода работы. К темпу репетиции относится и умение руководителя вовремя сделать перерыв в занятии.
6. Если участники прошли номер 2 раза и его исполнение не устраивает руководителя, это значит, что исполнители не поняли поставленных перед ними задач (невнятно объяснено, невнимательно слушали) или же они не могут выполнить в силу слабой технической подготовки. Для исправления допущенных ошибок нужны более конкретные объяснения. Если и после этого участники не смогут выполнить требований, исполняют с ошибками - следует пойти на компромисс: или отдельно отработать с исполнителями, у которых не получаются движения, чтоб не отвлекать всех от работы, или заменить отдельных участников и поставить в номер других, более подготовленных в техническом и художественном отношении исполнителей.
7. Многократные повторения одного и того же номера без замечаний и уточнений руководителя снижают внимание, превращая занятие в скучные и неэффективные прогоны.
8. Многое из того, что не получается после первого, чернового исполнения или первой репетиции, начинает выигрываться через 2 - 3 занятия: участники улавливают стиль номера, его характерные, темповые, смысловые особенности, образно-эстетическое содержание. Данное обстоятельство помогает правильно исполнить не получившиеся трудные движения номера. На репетиции замечания нужно стараться делать не по каждому допущенному промаху в отдельности, а сразу по нескольким, после исполнения целого номера.
Можно ограничиться словесными пояснениями, высказывать их конкретно, почти физически осязаемо, чтобы всем было всё понятно. Если же уверенности в том, что исполнители сделают при следующем повторении так, как нужно, нет, необходимо попросить группу или весь состав заново пройти не получающиеся места, закрепив, таким образом, исправленное.
Важно также, чтобы репетиция носила завершённый характер, но при этом у участников сохранялось желание позаниматься ещё. Это настраивает их на дальнейшую самостоятельную творческую работу: поучить партии, отдельно поработать над техническими движениями и т.д. Пресыщение занятиями ведёт к снижению интереса к творчеству, а значит, и падает эффективность занятий, их отдача.
Особенности работы хореографа с художником по сценическому оформлению хореографического произведения (подбор костюма, аксессуаров, макияжа).
Слагаемое двух компонентов - театральное костюмирование (различные аксессуары, сценические костюмы) и сценография (свет, декорации, организация сценического пространства) является своеобразным дополнением, помогающим в создании общей концепции сценического произведения. Поэтому подбор сценического оформления хореографического произведения способствует как раскрытию, так и потере идейно-смыслового концепта номера.
Танцевальный костюм наиболее ярко отражает специфические особенности развития общества, так как в нем «...отражены климатические условия, социальная структура общества, материально-экономическое состояние, национальные признаки, моральные нормы и эстетические идеалы» [2, с. 18]
Формируясь на основе национальной одежды, создаваемой народами разных стран, в танцевальном костюме отражены национальный вкус и понимание красоты. В своё время Т. Арманд отмечала, что «если бы исчезло все, и остался только женский костюм, то по нему можно было бы восстановить до известной степени эстетическую культуру прошедших эпох». [1, с 21].
В зависимости от жанровой принадлежности танцевальный костюм характеризуется разнообразием специального кроя, пошива, наличием характерных частей и конструкций, использованием определённых тканей - всех тех элементов, которые работают на раскрытие идеи хореографического произведения. В танцевальном костюме порой не только покрой, но и цвет указывает на основные черты создаваемых образов, что влечёт за собой особенности его пластического поведения. Светлые, чистые и тёплые тона характерны положительным героям, а черные, серые и мрачные тона рисуют их антиподы.
Танцевальная сценография в виде конструктивных, цветовых, фактурных и световых качеств дополняет общую картину создаваемого художественного произведения.
Литература
1. Богданов, Г.Ф. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического произведения: Учебно-методическое пособие / Г.Ф. Богданов — М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2008. Вып.1. - 144с., ил., нот.
2. Бухвостова, Л.В. Заикин, Н.И. Щекотихина. С. А. Балетмейстер и коллектив: учебное пособие / Л.В. Бухвостова, Н.И. Заикин, С.А. Щекотихина. - Орел, 2007. - 248 с.
3. Богданов, Г.Ф. Педагогическое руководство любительским танцевальным коллективом: Учебно-методическое пособие. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусства»), 2011. - 160 с.
4. Морозов, А. В. Управленческая психология: учебное пособие для вузов/А. В. Морозов. -4-е изд., испр. и доп.М.: Академический Проект,2008. - 286 с.
5. Тульчинский, Г.Л., Шекова, Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. -4-е изд., испр. и доп. - СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. -544 с. (Электронный ресурс, режим доступа — свободный, библиотека ТГПУ).
Хореографический ресурс
choreoresour.ru - официальный сайт 2020