Методика организации постановочной и репетиционной работы во взрослом хореографическом коллективе (народном, эстрадном, бальном, современном)
1. Педагогические требования и принципы постановочного процесса во взрослом хореографическом коллективе.
2. Учёт творческой индивидуальности и технических возможностей участников коллектива.
3. Методика ведения репетиционной работы во взрослом хореографическом коллективе.
4. Особенности работы хореографа с художником по сценическому оформлению хореографического произведения (подбор костюма, аксессуаров, макияжа).
Педагогические требования - метод воспитания, при помощи которого происходит побуждение и активация, вызывающая у участников стимуляцию или отторжение. Требование - это условие, критерий, которому должна соответствовать система.
Принцип - это основное начало, на котором построено что-нибудь (какая-либо система, теория, политика, устройство)
Педагогические требования, принципы и методика постановочного процесса во взрослом хореографическом коллективе.
Рассматривая вопросы работы во взрослом хореографическом коллективе, следует определить его возрастной ценз. Взрослым считается коллектив, в котором возраст участников варьируется от 16 до 35 лет. Это вполне самостоятельные и взрослые люди, которые занимаются совершенно сознательно
Постановочно-репетиционный процесс во взрослом хореографическом коллективе в общих чертах аналогичен постановочному процессу в детском коллективе, однако имеет свои существенные отличия. Это обуславливается иными психолого-возрастными особенностями участников. Во взрослом коллективе предполагается глубокое изучение практических знаний и навыков о правилах и закономерностях движения тела, ног, рук, корпуса, головы. В этом возрасте сформирован костно-мышечный аппарат, устанавливается рост и вес тела. В коллективе занимаются, как правило, участники, имеющие определённые знания в сфере хореографического искусства. Но если приходят неподготовленные участники, то они совершенно сознательно постигают азы хореографического мастерства и с пониманием воспринимают основные правила танцевального искусства.
Основополагающую роль в деятельности и функционировании взрослого хореографического коллектива играет морально-нравственная атмосфера, царящая в коллективе. Для взрослых исполнителей это своеобразное место, где собирается круг единомышленников, и занятия хореографией соединяют воедино физическое и умственное, эмоциональное и интеллектуальное, общечеловеческое и специально-художественное, личное и общественное - все те аспекты, которые позволяют рассматривать деятельность взрослых участников в таких коллективах как предпосылку их гармонического развития.
Особую роль выполняет актив, состоящий из наиболее преданных и деятельных участников. Совместно с руководителем коллектива они устанавливают определённые правила пребывания в ансамбле, создают традиции и морально-психологический климат в коллективе. Данное обстоятельство достаточно хорошо осознается руководителями. Так, во время социологических исследований о положительных и отрицательных критериях занятиями в коллективах, на вопрос: «Какое значение Вы придаёте морально-психологическому климату в коллективе?» подавляющее большинство опрошенных ответило: первостепенное - 88%, второстепенное - 8%, затруднились ответить -4%. Т.е для взрослых участников коллектива этот аспект является наиболее важным.
Большую роль в воспитательно-педагогическом процессе взрослого коллектива играют художественно-творческие стимулы, такие так: участие в концертах, смотрах, фестивалях, поездки за рубеж.
По сравнению с детскими хореографическими коллективами, время занятий взрослого коллектива существенно увеличивается, и длится около 3 часов с двумя перерывами. Кроме экзерсиса у станка, во взрослом коллективе практикуется экзерсис на середине. Экзерсис у станка выполняет несколько функций - функцию разогрева, изучения и усовершенствования танцевально-исполнительского мастерства. После разогрева и работы на середине следует перерыв.
Взрослые любители танцевального творчества очень сознательно относятся к занятиям хореографией. Многие из них совершенствуют своё исполнительское и техническое мастерство самостоятельно, без напоминаний педагога и без его постоянного наблюдения. Усвоив основные правила исполнения движений, участники коллектива индивидуально работают над повышением своего мастерства в перерывах или после занятий.
Как и в детском ансамбле, постановочная работа ведётся в нескольких направлениях: Первое направление включает в себя индивидуальную работу постановщика по созданию хореографического произведения, которая включает в себя - формирование идеи и замысла; период подбора музыкально-хореографического материала; стадию построения драматургической линии хореографической композиции; разработка композиционного плана.
• Второе направление охватывает работу постановщика с музыкальным руководителем или концертмейстером коллектива по созданию музыкальной партитуры, и с художником, создающим сценические костюмы к будущему танцу.
• Третье направление предполагает непосредственную работу с коллективом при создании хореографического произведения, куда входят беседы и рассказы о будущей хореографической постановке и период самой постановочно-репетиционной работы с исполнителями.
Во взрослом хореографическом коллективе особое значение приобретает индивидуально-творческий аспект. Как правило, сами исполнители вносят много личного и творческого в создание номера или образа, создаваемого в танце. Участники являются непосредственными помощниками руководителя в создании хореографического произведения, посредством привнесения в номер своего творческого я
Учёт творческой индивидуальности и технических возможностей участников коллектива.
Репертуар взрослого хореографического коллектива существенно отличается от детского. Кроме хореографических композиций с большей степенью сложности лексического языка (по отношению с детскими танцами), в номерах поднимаются философская, морально-нравственная тематика. Кроме того, в программе могут быть произведения на военно-историческую и религиозную тематику. Весь этот многогранный и объёмный круг тем, отражающийся в хореографических произведениях, требует особенного подбора к исполняющимся партиям. Поэтому учёт творческой индивидуальности и технических возможностей участников коллектива приобретает особенное значение. Наиболее ярко проявляется такие понятия, как характерный типаж, героический образ, лирическое амплуа и т.д. Довольно часто во взрослом коллективе создаются хореографические номера на конкретного исполнителя, индивидуальная манера которого имеет свои неповторимые черты. И с уходом яркого исполнителя из номера, или его замена на другого, менее типажного танцовщика, негативно влияет на весь колорит произведения, а иногда такая замена способствует снятию номера с программы. В целях более эффективного и презентабельного осуществления хореографической постановки необходим учёт индивидуальных особенностей каждого исполнителя как в плане личностном, психологическом, так и в плане танцевально-технической подготовки. Кроме внешности, при подборе исполнителей для номера постановщик должен учитывать и типы высшей нервной деятельности участника коллектива. Этот фактор существенно влияет на индивидуальную исполнительскую манеру артиста. Темперамент сангвиника - сильный, уравновешенный, подвижный; темперамент холерика - сильный, неуравновешенный, подвижный; темперамент флегматика - сильный, уравновешенный, инертный; темперамент меланхолика - слабый.
Методика ведения репетиционной работы во взрослом хореографическом коллективе
Руководитель должен использовать такие приёмы и методы работы с коллективом на репетиции, которые позволяли бы успешно решать стоящие перед ним творческие и воспитательные задачи. Важно продумать организационно-методическую и техническую стороны репетиционные занятия до мельчайших подробностей. Так как без планирования в репетиции неизбежно появляется элемент стихийности, разбросанности, самотёка. Она может неожиданно затянуться или, наоборот, закончиться быстро, так как что-то выпало из поля зрения руководителя. Всё это, в конечном счёте, сказывается на художественно-эстетическом росте коллектива, психологическом настрое участников на серьёзное творчество. Поэтому руководителю для придания своей работе стройности, завершённости, логичности, педагогической направленности необходим продуманный и зафиксированный план репетиции, который включает основные направления деятельности и задачи с их детальной расшифровкой.
Задачи репетиции должны носить конкретный характер и важно, чтоб они включали моменты не только технические, но и художественно эстетические и педагогические. Воспитательные задачи формулируются в первую очередь для придания всей работе коллектива единой стержневой линии.
Исходя из плана, руководитель предварительно ставит перед участниками конкретные задачи: выучить движения, представить образное содержание исполняемого номера, его художественно-исполнительские особенности и т.д. Руководитель должен уметь придать всей учебно-творческой деятельности и репетиционной работе воспитательную направленность, сочетать развитие технических и художественно-исполнительских навыков у участников с их нравственно-эстетическим развитием, формированием общей культуры поведения.
Репетиция - это труд, при котором не всегда сразу видны результаты. Она включает элементы монотонности, что утомляет участников, снижает их общую и исполнительскую активность. Создание творческой и соответствующей морально-психологической обстановки в коллективе помогает достижению намеченной цели.
Исходя из этого, определим основные принципы проведения репетиционного процесса во взрослом коллективе:
1. Начало репетиций должно начинаться в строго установленное время, в независимости от сбора участников - это этическое, педагогическое и художественно-эстетическое требование. Своевременность начала работы позволит приучить всех приходить на репетицию заранее, на 10 - 15 минут до начала. Отсутствие пунктуальности приведёт к потере времени, отведённого на репетицию, снижению дисциплины, порядка и от этого теряется не только художественная отдача репетиции, но и её воспитательный, нравственно-организующий смысл. При попустительстве и отсутствии реакции на опоздание без уважительной причины в коллективе появляются нездоровые тенденции «исключительности» для некоторых участников, резко падает педагогическое значение репетиции.
2. Репетиция должна начинаться с разогрева, чтобы подготовить мышечный аппарат исполнителей для учебно-репетиционной работы. Длительность разогрева должна быть подчинена целям и задачам репетиции и может нести несколько функций - функцию разогрева, проучивания и совершенствования исполнительского уровня. Затем следует перерыв, который достаточно часто участники используют для индивидуальных занятий над усовершенствованием своего мастерства. После перерыва идёт постановочная или репетиционная работа. Начинается отработка поставленного номера. Целый танец вновь разбивается на куски (части) и над каждой из них идёт кропотливая работа по формированию ансамблевости и синхронности исполнения хореографического текста. Второй перерыв служит, как правило, для отдыха и третий час работы может быть посвящён отработке проученного материала, работе с солистами, работе над трюковой техникой. Практика показывает, что при таком временном соотношении первой и второй половины репетиции достигается максимальная активность участников.
3. Во взрослом хореографическом коллективе можно позволить себе работать над одним произведением в течение всей репетиции в том случае, когда постановщик точно и правильно спланировал поочередность работы с группами. Например - руководитель просмотрел сольные комбинации, сделал соответствующие замечания, отпустил солистов исправлять допущенные ошибки, а сам стал просматривать мужские или женские партии. Работа над одним номером, но с разными группами исполнителей позволяет эффективно и быстро завершить отработку данного танцевального произведения, не утомив и не расслабив, при этом, весь состав.
4. При работе над номером следует избегать частых остановок. Это сбивает темп репетиционного процесса, и разбивает целостное представление о номере. Кроме того, частые остановки не позволяют проверить физические нагрузки, испытываемые исполнителями во время прохождения танца. Хореографические номера взрослого коллектива имеют, как правило, высокий коэффициент сложности и содержат в себе трюковые элементы, разнообразные присядки, вращения и т.д. Трудные, в техническом смысле номера, необходимо «нарабатывать», тренировать дыхание, и уметь распределять нагрузку как физическую, так и эмоциональную. И только прохождение танца без остановок, в полную силу, способствует наработке эмоционально-физической стабильности исполнения номера.
5. Очень важно создать правильный темп репетиции и поддерживать его на протяжении всего периода работы. К темпу репетиции относится и умение руководителя вовремя сделать перерыв в занятии.
6. Если участники прошли номер 2 раза и его исполнение не устраивает руководителя, это значит, что исполнители не поняли поставленных перед ними задач (невнятно объяснено, невнимательно слушали) или же они не могут выполнить в силу слабой технической подготовки. Для исправления допущенных ошибок нужны более конкретные объяснения. Если и после этого участники не смогут выполнить требований, исполняют с ошибками - следует пойти на компромисс: или отдельно отработать с исполнителями, у которых не получаются движения, чтоб не отвлекать всех от работы, или заменить отдельных участников и поставить в номер других, более подготовленных в техническом и художественном отношении исполнителей.
7. Многократные повторения одного и того же номера без замечаний и уточнений руководителя снижают внимание, превращая занятие в скучные и неэффективные прогоны.
8. Многое из того, что не получается после первого, чернового исполнения или первой репетиции, начинает выигрываться через 2 - 3 занятия: участники улавливают стиль номера, его характерные, темповые, смысловые особенности, образно-эстетическое содержание. Данное обстоятельство помогает правильно исполнить не получившиеся трудные движения номера. На репетиции замечания нужно стараться делать не по каждому допущенному промаху в отдельности, а сразу по нескольким, после исполнения целого номера.
Можно ограничиться словесными пояснениями, высказывать их конкретно, почти физически осязаемо, чтобы всем было всё понятно. Если же уверенности в том, что исполнители сделают при следующем повторении так, как нужно, нет, необходимо попросить группу или весь состав заново пройти не получающиеся места, закрепив, таким образом, исправленное.
Важно также, чтобы репетиция носила завершённый характер, но при этом у участников сохранялось желание позаниматься ещё. Это настраивает их на дальнейшую самостоятельную творческую работу: поучить партии, отдельно поработать над техническими движениями и т.д. Пресыщение занятиями ведёт к снижению интереса к творчеству, а значит, и падает эффективность занятий, их отдача.
Особенности работы хореографа с художником по сценическому оформлению хореографического произведения (подбор костюма, аксессуаров, макияжа).
Слагаемое двух компонентов - театральное костюмирование (различные аксессуары, сценические костюмы) и сценография (свет, декорации, организация сценического пространства) является своеобразным дополнением, помогающим в создании общей концепции сценического произведения. Поэтому подбор сценического оформления хореографического произведения способствует как раскрытию, так и потере идейно-смыслового концепта номера.
Танцевальный костюм наиболее ярко отражает специфические особенности развития общества, так как в нем «...отражены климатические условия, социальная структура общества, материально-экономическое состояние, национальные признаки, моральные нормы и эстетические идеалы» [2, с. 18]
Формируясь на основе национальной одежды, создаваемой народами разных стран, в танцевальном костюме отражены национальный вкус и понимание красоты. В своё время Т. Арманд отмечала, что «если бы исчезло все, и остался только женский костюм, то по нему можно было бы восстановить до известной степени эстетическую культуру прошедших эпох». [1, с 21].
В зависимости от жанровой принадлежности танцевальный костюм характеризуется разнообразием специального кроя, пошива, наличием характерных частей и конструкций, использованием определённых тканей - всех тех элементов, которые работают на раскрытие идеи хореографического произведения. В танцевальном костюме порой не только покрой, но и цвет указывает на основные черты создаваемых образов, что влечёт за собой особенности его пластического поведения. Светлые, чистые и тёплые тона характерны положительным героям, а черные, серые и мрачные тона рисуют их антиподы.
Танцевальная сценография в виде конструктивных, цветовых, фактурных и световых качеств дополняет общую картину создаваемого художественного произведения.
Литература
1. Богданов, Г.Ф. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического произведения: Учебно-методическое пособие / Г.Ф. Богданов — М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2008. Вып.1. - 144с., ил., нот.
2. Бухвостова, Л.В. Заикин, Н.И. Щекотихина. С. А. Балетмейстер и коллектив: учебное пособие / Л.В. Бухвостова, Н.И. Заикин, С.А. Щекотихина. - Орел, 2007. - 248 с.
3. Богданов, Г.Ф. Педагогическое руководство любительским танцевальным коллективом: Учебно-методическое пособие. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусства»), 2011. - 160 с.
4. Морозов, А. В. Управленческая психология: учебное пособие для вузов/А. В. Морозов. -4-е изд., испр. и доп.М.: Академический Проект,2008. - 286 с.
5. Тульчинский, Г.Л., Шекова, Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. -4-е изд., испр. и доп. - СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. -544 с. (Электронный ресурс, режим доступа — свободный, библиотека ТГПУ).