Экзерсис

Систематические упражнения в различных дисциплинах
Экзерсис как система хореографических упражнений

Современный экзерсис — отточенная, совершенная и унифицированная система упражнений комбинаций, созданная в процессе длительного хореографического опыта.
Все элементы экзерсиса прошли «естественный отбор». Выжили и вошли в состав экзерсиса действительно необходимые элементы, наиболее конкретно и целенаправленно развивающие и тре тирующие психофизический аппарат обучающегося.
В экзерсисе разносторонне развивается мускулатура ног, их выворотность, шаг и plie (приседание): постановка корпуса, рук и головы, координация движений. В результате ежедневной трениров ки фигура приобретает подтянутость, вырабатывается устойчивость; будущий артист балета при учается к правильному распределению тяжести тела на двух и на одной ноге.
/Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. Л., 1986. С. 7./
Таким образом, экзерсис — это постоянная и последовательная тренировка костного и суставно-мышечного аппарата, а также психическая настройка обучающегося, способствующая развитию волевых качеств, двигательной памяти, ритмичности, музыкальности. Это освоение танце вальной техники, закладывающее основы выразительного движения. Экзерсис создает пласти ческий фундамент, который дает возможность обучающемуся гармонически развивать двигательный аппарат, подчиняя это обучение совершенствованию пластически-художественных возможностей организма.
Экзерсис складывается из двух компонентов:
Элементы и упражнения классического и народно-сценического танца.
Музыкальный материал, на основе которого исполняются элементы и упражнения экзерсиса.
Простейшие элементы экзерсиса составляют азбуку танцевальной лексики. Элемент экзерсиса есть та техника, из которой создается танец.
Техника, воспитанная в совершенствовании элементов и упражнений экзерсиса, является осно вой для воплощения в пластических формах танцевальной композиции, подчиненной законам создания художественного образа и необходимой для выполнения конкретной сценической задачи.
Элементы экзерсиса формируют основные танцевальные навыки.
Каждый элемент создает конкретное пластическое положение тела танцующего, включающее характерные для одних и отличительные от других элементов сочетания разных положений частей тела: рук. ног, торса и головы.
Совершенствование техники этих положений является средством обучения простейшим танце вальным навыкам.
Важнейшее условие перевода элементов экзерсиса в танцевальные навыки — строгое требование правильного выполнения танцевальных движений. Организм обучающегося, подчиненный жестким условиям идеальной правильности в исполнения верно совершенствуется. Непрерывное повышение уровня этой правильности создает скульптуру -завершенную форму тела и способствует точному выполнению хореографического текста. Совершенствование элементов экзерсиса — сложный процесс. Навык в исполнении элементов возникает только в результате целенаправленной умственной деятельности обучающегося, устремляющего свою волю, внимание, память на выполнение поставленной перед ним конкретной задачи. Экзерсис воспитывает высокий уровень координации движений, что крайне необходимо исполнителю. Для продуктивного использования танцевальной техники как средства воспитания более высокого уровня координации и развития такого качества, как танцевальность, освоение элементов экзерсиса направляется к воспитанию способности быстро и точно воспроизводить названные или показанные элементы танца, что создает нужный динамический стереотип.
Таким образом, танцевальный экзерсис активно воздействует на развитие и совершенствование психофизических качеств, столь необходимых будущему исполнителю. К ним следует отнести силу, ловкость, ритмичность, музыкальность и танцевальность.
Особой ценностью экзерсиса является возможность разнообразно совершенствовать такие при знаки движений, как темп, размер, направление, количество повторений, характер и мышечные уси лия, что по существу — основная задача в воспитании пластичности движений человека.
Танцевальный экзерсис состоит из экзерсиса, основанного на классическом танце, и экзерсиса, основанного на народно-сценическом танце.
Классический экзерсис

Классический экзерсис является стержнем, на основе которого развивались другие танцеваль ные экзерсисы. Этот комплекс наиболее правильно и гармонично развивает тело, активно исправляя физические недостатки, создавая правильную манеру поведения, осанку. Классический экзерсис — главное средство в обучении танцовщика любого профиля в развитии его двигательного аппарата. В основе выразительности классического танца лежат движения, заимствованные из народных и бытовых танцев, а также пластика и завершенность форм античной скульптуры. Все элементы классического танца основаны на биомеханическом принципе «выворотности ног». Этот принцип создает эстетическое совершенство классического танца. На синтезе элементов классического эк зерсиса построено многообразие танца. Овладение этими элементами подобно овладению клави атурой, состоящей из семи нот, необходимых для создания музыкального произведения.
Анализируя возникновение и становление классического танца, доктор искусствоведения В. М. Красовская приходит к выводу об определяющем значении этого вида искусства в воспитании широты пластических возможностей человеческого тела. Она пишет: «Опираясь на музыкальные формы своего времени, танец искал очищенную от конкретных бытовых подробностей систему условных выразительных средств. За некую постоянную единицу была принята идеальная симметрия человеческого тела. Появи лись такие устойчивые понятия, как позиции рук и ног, выворотность, натянутость ноги от верха до выгнутых книзу кончиков пальцев.
Все эти положения, упорядочивая беспорядочное, тем самым поначалу лимитировали пластику, но в то же время открыли перед ней возможности направленного развития. Выворотность (разворот ноги в тазобедренном суставе) увеличила амплитуду подъема и размаха ноги вперед, назад и в сторону. Натянутая до предела нога преодолевала в пространстве партерные позы, а это помогало устремленности, частоте, высоте прыжков. Позиции рук и ног уравновешивали тело, вырабаты вая устойчивость». Красовская В. М. Статьи о балете. Л., 1967. С. 128-129.
Экзерсис классического танца у палки и на середине зала в четкой последовательности:
1. Plie.
2. Battements tendus.
3. Battements tendus jetes.
4. Ronds de jambe par terre.
5. Battements fondus et battements soutenus.
6. Battements frappes et double frappes.
7. Ronds de jambe en l’air.
8. Petit battements sur le cou-de pied.
9. Battements releve lents et battements developpes.
10. Grands battements jetes.
Сюда же входят различные позы, port de bras, танцевальные шаги, повороты, пируэты, постепенно усложняющие последовательность исполнения экзерсиса, который, конечно, может варьироваться в зависимости от подготовленности учеников и личного метода преподавателя.
Экзерсис на середине зала, как правило, составляется компактнее, короче и техничнее. Построение его следует от года к году усложнять и сокращать количество отдельных упражнений.
Но как бы ни был построен экзерсис на середине зала, он всегда должен лишь хорошо подготовить ученика к следующей части урока, а не подменивать ее.
Вторая часть урока - adajio – это работа над всесторонним овладением позами классического танца и самой разнообразной их связью.
Построение adajio в различных классах складывается из пройденных поз, движений.
В третьей части урока – allegro - осваиваются различные прыжки классического танца. Если в экзерсисе осваиваются элементарные навыки, в adajio ведется работа над позами и танцевальной фразой в медленном темпе, то здесь это все это суммируется и отрабатывается в темпе прыжка, большого и малого, простого и сложного, мягкого и трамплинного, стремительного и сдержанного.
Народно-сценический экзерсис

Народно-сценический экзерсис — также средство развития обучающихся, но готовящее их к исполнению народных танцев, развивающее нужную для танцев технику. Однако было бы неверно считать его только вспомогательным, второстепенным. Этот большой специальный танцевальный тренинг, отличный от классического экзерсиса, включает развитие двигательного аппарата обучающихся в специфике пластики народного танца.
Авторы первого в мире учебника по характерному танцу А. Лопухов, А. Ширяев и А. Бочаров подчеркивали: «Проходя курс характерного танца, учащийся тренирует все свое тело, развивает его пластическую емкость, готовность в любую минуту и с одинаковым успехом исполнить всякий танец, будь то испанский, чечетку, украинский гопак с присядками и прыжками, лезгинку или матлот. Система регулярного физического и танцевального тренажа, даже методически несовершенная, все-же будет продуктивнее случайных "натаскиваний" и "зубрежки" отдельных движений характерного танца. Рассматривать курс характерного танца только как усвоение комплекса определенных движений было бы неверно. Главная задача педагога — научить ученика работе над танцевальным образом, всячески разрушая в процессе обучения многочисленные сценические штампы».
Часть элементов народно-сценического экзерсиса возникла на основе элементов классического танца и классического экзерсиса. Однако приближение народно-сценического танца к подлинно фольклорным источникам ведет к необходимости освоения в народно-сценическом экзерсисе техники подлинных народных танцев.
В высшем учебном заведении важнейшим условием должна быть строгая последовательность изучения народно-сценическому экзерсису на основе профессионального обучения навыкам классического танца. Эта особенность методики позволяет вести обучение грамотно и быстрее повысить танцевальную подготовку учащихся.
Важнейший признак народно-сценического танца с точки зрения техники выражается в относительной свободе движений рук, корпуса, ног, танцевальных ракурсов и т. д. Это может быть правильно воспитано только на знании строгих канонов классического танца.
Композиция народно-сценического экзерсиса всегда выражает конкретную национальную принадлежность с характерными для нее темпо ритмическими особенностями (протяженность, размерность, синкопированность и т. д.). Эти особенности заложены в музыкальном материале, на основе которого создается танцевальная композиция. Лирическое, радостное состояние, нотки юмора, грусти, звучащие в музыке, легко раскрываются средствами народного танца. В народно-сценическом экзерсисе совершается переход к композициям, основанным на конкретном материале того или иного народного танца, выражающем суть музыкального отрывка и требующем передачи его в действенной танцевальной пластике и беспрерывно меняющейся эмоциональной окраске.
Порядок упражнений у станка в народно-сценическом танце

Demi - plié и grand – plié (полуприседания и полные приседания)
Demi –plié плавное.
Demi -plié быстрые.
Grand plié (полные приседания).
II.Battement tendu (упражнения на развитие подвижности стопы):
Battement tendu с подъемом пятки опорной ноги.
Battement tendu с подъемом пятки опорной ноги с demi – plié в обоих ногах.
Battement tendu с переводом стопы работающей ноги с носка на ребро каблука.
Battement tendu с demi - plie на опорной ноге, в момент перевода стопы, работающей ноги с носка на ребро каблука.
III.Каблучные упражнения
Каблучное упражнение с выносом ноги на ребро каблука от щиколотки опорной ноги.
Каблучное упражнение с поворотом бедра.
Каблучное упражнение с мазком «к себе» полупальцами по полу.
Каблучное упражнение - вынесение работающей ноги на ребро каблука от колена опорной ноги.
Каблучное упражнение - вынесение работающей ноги на ребро каблука, через développé
IV.Petit battement jeté (маленькие броски):
Petit battement jeté с подъемом пятки опорной ноги.
Petit battement jeté с подъемом пятки опорной ноги с demi - plié в обоих ногах.
Petit battement jeté с plie на опорной ноге.
Petit battement jeté с сокращением стопы работающей ноги.
Petit battement jeté с plie на опорной ноге и соскоком в момент выброса работающей ноги вперед и возвращения в исходную позицию.
V.Rond de jambe (pied) par terre (круговое движение носком (пяткой) работающей ноги по полу):
Rond de jambe par terre.
Rond de pied par terre.
Rond de jambe par terre с остановкой в сторону.
Rond de pied par terre с остановкой в сторону и мазком полупальцами «к себе».
Rond de jambe par terre с поворотом опорной ноги и переносом через нее стопы работающей ноги.
Rond de jambe par terre с глубоким приседанием на опорной ноге.
Rond de jambe par terre - «восьмерка».
VI.Rond de jambe en l'air (круг ногой по воздуху):
Rond de jambe en l'air.
Rond de pied en l'air.
Rond de jambe (pied) en l'air с небольшим приседанием на опорной ноге.
Rond de jambe en l'air с прыжком.
Rond de jambe en l'air с прыжком и поворотом опорной ноги.
Rond de jambe en l’air – «восьмерка».
VII.Подготовка к «веревочке»:
Подготовка к «веревочке» в «чистом виде».
Подготовка к «веревочке» с подъемом на полупальцы.
Подготовка к «веревочке» с demi – plié.
Подготовка к «веревочке» с прыжком.
Упражнение для бедра.
VIII.«Веревочка»:
«Веревочка» одинарная с проскальзыванием.
Двойная «веревочка».
«Веревочка» с переступаниями.
«Веревочка» с шагом вперед на каблук.
IX.Battement fondu (низкие и высокие развороты ноги):
Battement fondu на целой стопе.
Battement fondu с подъемом на полупальцы.
Grand fondu на 90°.
Grand fondu на 90° с разворотом корпуса.
X.Pas tortillé (зигзаги):
Pas tortillé одинарное с поворотом стопы.
Pas tortillé с двойным поворотом стопы.
Pas tortillé одинарное с ударами стопы.
Pas tortillé двойное с ударами стопы.
XI.Flic –Flac (упражнение с ненапряженной стопой; мазок свободной стопой «от себя» и «к себе»):
Подготовка к flic – flac.
Мазки по полу с разворотом стопы.
Flic – flac.
Flic-flac с подскоком на опорной ноге.
Double-flic – двойной мазок стопой «от себя».
«Веер» на полу с double-flic.
XII.Battement développé (раскрывание ноги на 90°):
Battement développé плавное.
Battement développé отрывистое.
Battement développé с одним ударом пятки опорной ноги.
Battement développé с двойным ударом пятки опорной ноги.
XIII.Grand battement jeté (большие броски работающей ногой на высоту 90°):
Grand battement jeté классический.
Grand battement jeté с подъемом на полупальцах.
Grand battement jeté с plié.
Grand battement jeté с последующим plié и опусканием работающей ноги на ребро каблука.
Grand battement jeté с coupe- tombé.
Grand battement jeté с увеличенным размахом.
В экзерсисе у «станка» могут быть использованы следующие движения:
опускание на колено; различные наклоны и перегибы корпуса; pas relevé; pirouette (вращения); прыжки; присядки; различные движения народных танцев.
Ряд движений у «станка» имеет несколько видов (форм) разной степени сложности и может изучаться по мере подготовки учащихся.
Выполним заказы

доклады, рефераты, курсовые, дипломные работы,
методические разработки, лекции, программы хореографической специализации.
Хореографический ресурс
choreoresour.ru - официальный сайт 2020