Обучение танцу

Система пластической выразительности
Позиции ног в классическом танце

Экзерсис, основанный на классическом танце, давно доказал свое право на первое место в освоении танцевального искусства.
Классический экзерсис – главное средство в обучении танцовщика любого профиля в развитии его двигательного аппарата. В основе выразительности классического танца лежат движения, заимствованные из народных и бытовых танцев, а также пластика и завершенность форм античной скульптуры. Все элементы классического танца основаны на биомеханическом принципе «выворотности ног».
В классическом танце пять позиций ног: первая (I), вторая (II), третья (III), четвертая (IV) и пятая (V).
I позиция. Ступни ног, соприкасаясь пятками, развернуты носками наружу, образуя прямую линию на полу.
II позиция. Сохраняется прямая линия первой позиции, но пятки выворотных ног отстоят одна от другой примерно на длину стопы.
III позиция. В том же выворотном положении ног ступни, плотно прилегая, закрывают друг друга наполовину.
V позиция. Ступни, плотно прилегая, совершенно закрывают друг друга: пятка одной ноги соприкасается с носком другой.
IV позиция. Сохраняется выворотность пятой позиции, но ноги не соприкасаются: одна находится параллельно другой на расстоянии стопы. (IV позицию ног как самую сложную изучают последней.)
Сначала позиции строятся произвольно. Позднее, когда усвоены battements tendus во всех направлениях, переход из одной позиции в другую исполняется через battement tendu . Все позиции проучиваются с двух ног.
При изучении позиций ног обязательны: подобранные ягодицы и живот, предельная натянутость ног (колени подтянуты, а не «провалены», особенно на второй и четвертой позициях), предельная выворотность ног, ровное положение стопы на полу; навал на большой палец или мизинец не допустим. Самая большая площадь опоры – во 2 и 4 позициях. Вес тела точно распределяется на обе ноги (особенно нужно за этим следить при изучении 2 и 4 позиций), центр тяжести тела проекцией – в центр площади опоры; корпус подтянут, плечи свободно раскрыты и опущены. Необходимо следить за ровностью плеч и бедер.
Музыкальный размер 3/4.,4/4.
Позиции рук в классическом танце

В классическом танце огромная роль принадлежит постановке рук - они являются одним из основных выразительных средств, придают завершенность различным позам. Кроме того, руки должны помогать корпусу и ногам при выполнении танцевальных движений.
Постановка рук - это манера держать их в определенной форме, на определенной высоте, в позициях и других положениях, принятых в классическом танце. Изучение начинается с подготовительного положения и позиций на середине зала с первых уроков.
Прежде чем изучать позиции рук, надо усвоить положение кисти руки: ладони слегка закруглены, пальцы сгруппированы и слегка закруглены в фалангах. Большой и средний палец приближены друг к другу, но не соприкасаются. Указательный палец и мизинец продолжают слегка закругленную общую линию.
В классическом танце петербургской школы приняты три позиции рук. Они изучаются на середине зала, при 1 полувыворотной позиции ног. Корпус подтянут, плечи опущены и раскрыты, положение головы
en face. Подготовительное положение в учебной работе является обязательным, из него руки начинают движение в позиции и различные положения.
Подготовительное положение. Руки свободно опущены, закруглены в локтях и кистях и расположены перед корпусом, образуя овал. Пальцы сгруппированы. Кисти почти соприкасаются.
I позиция. Руки, сохраняя округлость, поднимаются на высоту диафрагмы. Во время движения их следует поддерживать в двух опорных точках — в локтях и пальцах — на одном уровне.
II позиция. Руки из подготовительного положения поднимаются в первую позицию. Сохраняя округлость, они постепенно раскрываются в стороны, начиная движение от пальцев. При этом они поддерживаются в двух опорных точках — в локтях и пальцах — на одном уровне. В конце движения руки находятся несколько впереди корпуса, продолжая линию раскрытых и опущенных плечей. Нельзя отводить руки назад. (II позицию рук как самую сложную изучают последней.)
III позиция. Руки из подготовительного положения поднимаются в первую позицию. Сохраняя округлость, они поднимаются вверх, как бы заключая голову в овальную рамку. Нельзя отводить руки назад.
Полупозиции рук – промежуточные или производные от подготовительного положения, от 1-й и 3-й позиций рук
Полупозиция от подготовительного положения - это положение рук между подготовительным положением и 2-й заниженной позицией рук, при этом кисти рук опущены и находятся по линии бедер. Полупозиция от 1-й позиции рук - это более раскрытая 1-я позиция, при этом кисти рук параллельны талии. Полупозиция от 3-й позиции рук - это более раскрытая 3-я позиция, при этом линии рук как бы продолжают линии плеч вверх.
Preparation
Preparation в классическом танце - это подготовительное движение, поза, положение, имеющее свой характер, свою форму, стиль, манеру, образ.
Preparation - это «ПРЕДНАСТРОЙКА» на движение, во время рreparation организм вводится в состояние повышенного тонуса; мышцы готовятся к предстоящему движению, происходит психологический настрой, введение нужной программы, образа и характера движения, темпо-ритмическая настройка нервной системы.
Упражнения для головы
Повороты головы вправо, влево, опускания вниз-вперед, запрокидывания назад. Полный поворот головы вправо, влево.
Понятие опорной и работающей ноги. Опорная нога - нога, на которую в момент исполнения движения приходится тяжесть тела. Работающая нога - нога, которая находится в движении.
Понятие вытягивания пальцев ноги (носка). Это работа всей стопы, когда при вытянутых пальцах мышцы свода стопы сокращены, щиколотка напряжена.
В экзерсисе при вытягивании стопы нужно соблюдать ряд правил: недопустим скос стопы. «скрючивание» ее, все пальцы должны быть сгруппированы, все мышцы ее направлены к среднему (третьему) пальцу, свод стопы выгнут, и щиколотка ноги напряжена.
Понятие «arrondi»
Аrrondi (франц. - округленный, закругленный), обозначение округлого положения рук (от плеча до пальцев) в классическом танце в отличие от положения allonge. По принципу arrondi определены основные позиции рук: мягко (округло) согнутые локти, запястья, кисти.
Понятие «allonge»
Аllonge (франц.- удлиненный, продленный, вытянутый), в отличие от закругленных позиций (arrondi), локти рук выпрямлены, кисти повернуты наружу, что придает позе «летящий» характер.
Постановка корпуса

Правильно поставленный корпус – залог устойчивости в классическом танце. Это облегчает развитие выворотности ног, гибкости и выразительности корпуса, необходимых в танце
Постановку корпуса отрабатывают сначала стоя лицом к станку, затем – держась за него одной рукой и далее – в упражнениях на середине зала. Характер музыкального сопровождения плавный.
Музыкальный размер: 4/4, 3/4/
Постановка корпуса учащихся начинается сначала по 1 полувыворотной позиции ног. Учащиеся подходят к станку и становятся на равные расстояния друг от друга
(расстояние 1 позиции рук). Повернувшись лицом к станку, ставят сначала левую ногу в полувыворотную 1 позицию, затем кладут руки на станок. Положив руки на станок, одновременно приставляют правую ногу в 1 полувыворотную позицию. Кисти рук лежат на поверхности палки (напротив плеч, слегка опущенные и согнутые в локтях), не обхватывая ее, а только придерживаясь.
Стопы всей подошвой свободно расположены на полу, соприкасаясь с ним тремя точками: мизинцем, пяткой и большим пальцем.
Бедра подтянуты вверх и раскрыты, соответственно подтягиваются и коленные чашечки, живот подобран, ягодичные мышцы собраны в области крестца и зафиксированы.
Корпус находится в вертикальном положении, позвоночник вытянут, талия удлинена. Плечи и грудная клетка раскрыты. Лопатки несколько оттянуты вниз к пояснице. Голову следует держать прямо, взгляд прямо перед собой
Для правильной постановки корпуса в выворотных позициях ног в экзерсисе следует развернуть как можно больше бедра и голени своей внутренней стороной наружу, при этом разворот должен быть равномерным и осуществляться с одинаковой силой для обеих ног, и тогда стопа легко займет выворотное положение, при этом вертикальная ось, проведенная через общий центр тяжести тела, не должна выходить за линию границ площади опоры.
При постановке корпуса с разворотом ног на 180 гр. необходимо тело слегка подать вперед так, чтобы нос и лобковая кость находились над ногами. Это придает телу устойчивость.
Подтянутость корпуса обеспечивает свободу тазобедренного сустава, облегчает тем самым развитие выворотности.
Умение держать корпус подтянутым становится исполнительским навыком. Это позволяет сохранять длительную устойчивость на полупальцах, на одной ноге, фиксируя позу, позволяет не терять ее устойчивость после большого прыжка; постановка корпуса важна и в турах, пируэтах.
Терминология классического танца

À côté – в сторону.
Adagio (adage (m)) – термин, применяемый в музыке – медленно, спокойно; в балете – 1) комплекс движений в exercice, основанный на различных формах relevés, relevés lent, développés и т .п., исполняется у станка и на середине; 2) танцевальная композиция чаще лирического характера; 3) основная форма сложных танцевальных форм (pas de deux, grand pas, pas ďaction и др.), исполняемая в медленном темпе.
À la seconde – во вторую позицию, в сторону.
Allegro (m) – термин, применяемый в музыке – живо, весело, жизнерадостно; в балете – часть урока – раздел прыжки.
Allongé(e) – удлиненный, вытянутый.
Aplomb (m) – (равновесие, самоуверенность) "Умение удерживать в танце корпус в устойчивости с соблюдением правильной позы и должных движений данного па". [Блок Л.Д.]
Arabesque (f) – одна из поз классического танца; – (от итал. arabesco – арабский) арабеска – название сложного орнамента, состоящего из геометрических фигур и стилизованных листьев, цветов и т. п., получивший распространение в европейском искусстве главным образом под влиянием арабских образцов; в музыке арабеска – музыкальная пьеса изящного характера с причудливым, орнаментированным, мелодическим рисунком.
Arrondi,-e – округлый, закругленный.
Attitude (f) – поза, положение (тела); одна из поз классического танца.
Balançoir (f) – качели.
Battement (m) – (биение, удар, взмах, батман, качание) отведение и приведение ноги.
Battement battu – (бить, чеканить, колотить).
Battement développé – (разворачивать, развертывать, развивать). Медленное, мягкое открывание (развертывание) ноги через passé.
Battement développé passé – (проходить, миновать).
Battement divisés en quarts – разделенный (деленный) на четверть, "четвертной батман".
Battement fondu – (растаявший, растопленный, расплавленный). Battement double fondu – движение с двойным plié.
Battement frappé – (бить, ударять). Battement double frappé – (двойной удар).
Battement retiré – (тянуть к себе, вынимать, извлекать).
Battement soutenu – (непрерывный, неослабевающий, высокий, возвышенный, постоянный).
Battement tendu – натянутый, напряженный, от глагола tendre – натягивать, протягивать, протянуть, протащить.
Battement tendu passé par terre – проходящее движение ноги по полу через I позицию из положения tendu вперед в положение tendu назад или в обратном направлении.
Battement tendu pour batterie – подготовительное упражнение для заносок (batterie – батри – в русской практике – заноски).
Battement tendu pour le pied – (упражнение для стопы) два варианта: 1. сокращение стопы в воздухе, 2. с опусканием пятки на пол ("нажим")
Battement tendu jeté – (бросок) активный бросок ноги на 45º; B. t. jeté piqué – (колоть, прокалывать, делать укол, жалить) резкое, короткое касание вытянутой ногой пола. B. t. jeté balançoir – (качели).
Battement relevé lent – (выше среднего, высокий, возвышенный благородный) медленный (неторопливый) подъем ноги.
Cabriole (f) – (прыжок, скачек, кульбит) от староитальянского – прыжок дикой козы.
Chaînés, tours chaînés, deboulé – цепочка, катиться, цепь маленьких кружков.
Changement de pieds – смена, перемена ног.
Coupé – (резанный, разрезанный, срезанный, купе).
Croisé, -ée – перекрестный, перекрещенный.
Détourné – поворот на двух ногах на полупальцах или на пальцах на 360º. Demi-détourné – полуповорот.
Dessus-dessous – над-под.
Dégagé,-ée – (открытый, широкий, свободный) отведение ноги на пол, на небольшую высоту или на 90º.
Écarté,-ée – (раздвигать). Поза классического танца.
Effacé,-ée – (стертый, незаметный, неприметный).
Emboîté – (соединять, вкладывать, вставлять). Прыжок с одной ноги на другую.
En arriére – назад.
En croix – крестом.
En dedans – внутрь. Вращение, направленное к опорной ноге, внутрь.
En dehores – наружу. Вращение, направленное от опорной ноги, наружу.
En face – лицом к зрителю, прямо.
En l’air – в воздухе.
En tournant – (вертящийся, вращающийся) в повороте.
Entrechat, (-trois, -quatre, -cinq, -six, -sept, -huit) – (франц. от итальянского intrecciato – переплетенный, скрещенный) прыжок с двух ног на одну (trois, cinq, sept) или на две (quatre, six, huit) ноги, во время которого ноги из V позиции быстро раскрываются и скрещиваются. Количество открываний и скрещиваний зависит от самого названия (trois – три, quatre – четыре, cinq – пять, six – шесть, sept – семь, huit – восемь и т. д.: entrechat-trois, entrechat-six).
Entrée – (вход, въезд, вступление, выход актера на сцену), в настоящее время – это первая часть развернутых классических танцевальных форм (pas de deux, pas de trois, grand pas, pas ďaction и др.).
Épaulement – (épaule (f) – плечо) определенное положение корпуса танцовщика, при котором фигура развернута вполоборота к зрителю, голова повернута к плечу, выдвинутому вперед.
Exercice (m) – экзерсис – упражнение, движение, занятие; в балете – несколько значений: 1. весь урок классического танца, 2. комплекс упражнений у станка (экзерсис у станка, у палки), 3. комплекс упражнений на середине зала (экзерсис на середине зала), 4. комплекс упражнений на пальцах (экзерсис на пальцах).
Flic-flac – звукоподражание: шлеп! хлоп! щелк!
Fouetté, grand fouetté – (хлестать, взбивать) Термин обозначает ряд танцевальных па, напоминающих движения хлыста, крутящегося или резко распрямляющегося в воздухе. Grand fouetté en effacée –
Gargouillade – (бульканье, урчание (в животе)).
Grand battement jeté – большой бросковый батман. Бросок вытянутой ноги на высоту 90º и выше, т. е. на максимальную высоту.
Grand rond (m) de jambe – большой ронд (круг) ногой.
Pas (m) assemblé – (шаг, ход, па) + (собирать, соединять) – прыжок с одной ноги на две, при котором ноги в воздухе собираются в V позицию. Pas double assemblé – . Grand pas (m) assemblé –
Pas balancé – ритмичный, равномерный (качать, качаться) покачивание.
Pas ballonné – воздушный, раздувшийся. Прыжок на одной ноге. Pas de cheval – (шаг лошади) разновидность pas ballonné.
Pas ballotté – качание, раскачиваться – прыжок с одной ноги на другую с раскачиванием корпуса.
Pas battus – (бить, чеканить).
Pas brisé – (разбивать). Прыжок с одной ноги на две. Делается только вперед или назад.
Pas couru – (от глагола courir – бежать, бегать, гнаться).
Pas de basque – (шаг басков). 1. Движение, исполняемое на середине зала (классическая с маленьким (партерным) прыжком и сценическая формы); 2. Прыжок с одной ноги на другую. Имеются два варианта, несколько отличающиеся по названию и по приему: просто pas de basque – исполняется на маленьком и среднем прыжке и grand pas de basque – исполняется на большом прыжке.
Pas de bourrée – (набивать, пичкать, надавать ударов, толчков) мелкие танцевальные шаги, чеканные или слитные, исполняются с переменой или без перемены ног, во всех направлениях, en face и с поворотом.
Pas de bourrée-ballotté – (раскачивающийся).
Pas de bourrée simple – (простой, несложный). Основная учебная форма.
Pas de bourrée suivi – (непрерывный, связный). Непрерывная цепь pas de bourré в V позициях, на месте или с продвижением во всех направлениях, по диагонали, по маленькому и большому кругу, в медленном, среднем и быстром темпе.
Pas de chat (m) – (шаг кошки). Прыжок с одной ноги на другую. Имеются три варианта, несколько отличающиеся по названию и по приему: 1. pas de chat с выбрасыванием ног вперед; 2. pas de chat с отбрасыванием ног назад; 3. grand pas de chat – большой прыжок с выбрасыванием ноги вперед и полным раскрыванием ног в воздухе (до положения шпагата).
Pas de ciseaux (m) – (ножницы). Большой прыжок с одной ноги на другую, во время которого обе вытянутые ноги поочередно забрасываются вперед, на мгновение соединяются в воздухе, а затем одна из них через I позицию резко проводится назад, движение заканчивается в позе arabesque.
Pas de poisson (m) – (рыба). Большой прыжок с одной ноги на другую с поочередным броском ног назад. Разновидность jeté-passé, но исполняется только с отбрасыванием ног назад и активной работой корпуса, рук и головы.
Pas dégagé – (открытый, свободный) – переход с одной ноги на другую.
Pas coupé – (резать, отрезать, прорезать).
Pas couru – (бегать, бежать) мелкий бег на полупальцах или пальцах по VI позиции вперед или назад.
Pas chassé – (гнать).
Pas échappé – (уходить, убегать, ускользать). Прыжок с двух ног на две, из V позиции на II или IV позиции.
Pas emboîté – (вкладывать, вставлять) прыжок с одной ноги на другую.
Pas failli – (слабеть) прыжок с двух ног на одну.
Pas glissade (f) – (скольжение).
Pas glissé – скользящий шаг.
Pas jeté – (бросать, выбрасывать) прыжок с одной ноги на другую.
Pas jeté entrelacé – переплетенный – перекидное жете.
Pas sauté – прыжок (маленький, средний, большой) с двух ног на две по всем позициям. В настоящее время чаще используется термин temps levé (см. temps levé).
Pas soubresaut (m) – (резкий скачок, внезапный толчок, потрясение). Средний или большой прыжок с двух ног на две с пролетом вперед из V позиции в V с сильным прогибом корпуса назад.
Pas tombé – падающий шаг.
Petit battement sur le cou-de-pied – маленькие батманы на щиколотке.
Pirouette (f) – (юла, вертушка, пируэт) вращение на полу.
Plié – (от глагола plier – складывать, сгибать, наклонять, гнуться, нагибаться) приседание на одной или двух ногах; demi-plié – полуприседание, во время которого пятки никогда не отрываются от пола; grand plié – полное приседание с отрывом пяток от пола (кроме исполнения plié по II позиции).
Port de bras – ношение, манера держать руки; старое название – cambré (от фр. cambrer – выгибать). Переход рук с одной позиции на другую, при исполнении некоторых форм port de bras в работу активно включаются ноги, корпус.
Préparation (f) – приготовление, подготовка.
Relevé – подъем на полупальцы, на пальцы.
Renversé – (опрокинутый, запрокинутый).
Revoltade – (от глагола révolter – побуждать к восстанию, возмущать, восставать) – большой прыжок с одной ноги с приходом на туже ногу.
Rond (m) de jambe en ľair – круг ногой в воздухе.
Rond de jambe par terre – круг ногой по полу, demi-rond de jambe – полкруга ногой (по полу или в воздухе), grand rond de jambe – большой (полный) круг ногой (по полу или в воздухе).
Royal – королевский, царский, царственный. Один из видов заносок, прыжок с двух ног на две с переменой ног по V позиции.
Saut (m) – скачок, прыжок.
Saut de basque – прыжок басков. Прыжок с одной ноги на другую.
Sissonne – группа прыжковых движений с двух ног на одну, имеющая множество разновидностей.
Sissonne fermée – (закрывать) прыжок с двух ног на две, во время которого ноги должны открыться в позу и при приземлении снова закрыться в V позицию.
Sissonne fondu – (тающий) прыжок с двух ног на одну.
Sissonne ouverte – (открывать) прыжок с двух ног на одну с окончанием в какую-то позу.
Sissonne ouverte par développé – открытый сиссон, во время которого нога открывается через développé.
Sissonne simple – "простой, несложный" сиссон. Прыжок с двух ног на одну.
Sissonne tombé – (падающий).
Soutenu en tournant – поворот на двух ногах из положения: одна нога (опорная) на demi-plié, другая открыта в любом направлении на полу, на 45 или 90 градусов.
Sur le cou-de-pied – на щиколотке (на шее стопы).
Temps (m) cuisse – (ритм, темп) + (ляжка, бедро). Прыжок с двух ног на одну, похожий на pas failli, но при взлете ноги не раскрываются, а задерживаются в V позиции как при исполнении pas soubresaut. Заканчивается обычно на одной ноге, вторая на tendu назад croisée.
Temps levé – (темп + поднимать, подниматься) прыжок на одной ноге, с другой, удерживающей позу в воздухе (на cou-de-pied, на 45 или 90 градусов, в заданной позе); в настоящее время употребляется и для обозначения обычных прыжков с двух на две ноги по I, II, IV или V позициям (pas sauté).
Temps lié – (темп + связанный) залигованное, связанное, слитное движение.
Temps relevé – (темп + возвышенный, благородный; поднимать, подниматься).
Temps sauté – (темп + прыжок).
Tour (m) – вращение, оборот, поворот.
Tour en ľair – поворот в воздухе.
Tour lent – медленный поворот на одной ноге.
Tour tire-bouchon – (поворот + штопор, спираль).
Выполним заказы

доклады, рефераты, курсовые, дипломные работы,
методические разработки, лекции, программы хореографической специализации.
Хореографический ресурс
choreoresour.ru - официальный сайт 2020