Работа балетмейстера

Создание хореографического произведения
Создание и постановка танца

Создание нового хореографического произведения балетмейстером проходит в несколько этапов. В разных коллективах они проходят по-разному.
Первый этап - поиск музыкального материала.
Возможность сочинять хореографию танца в союзе с композитором это самый совершенный вариант творчества. Балетмейстер определяет тему, идею будущего произведения, разрабатывает программу для композитора.
Затем разрабатывается подробный сценарий, на основе которого композитор сочиняет музыку. Музыкальный материал готов, соответствует замыслу балетмейстера начинается создание хореографического произведения.
Второй вариант создание музыки к танцу: это заказ аранжировки музыканту на известную мелодию и воплощение через запись фонограммы. В данном варианте важно чтобы качество музыкального произведения соответствовало замыслу балетмейстера. Подготовленное произведение на фонограмме сужает возможности балетмейстера, музык хоть и имеет много акцентов и статична, и для каждого исполнителя звучит одинаково.
Второй этап - подготовительная работа.
Балетмейстер приступает к следующему этапу: подготовительная работа
•изучает необходимые для данного хореографического произведения материалы (исторические, литературные, художественные, народные и т.п.);
•подбирает исполнителей (солистов, массовку).
Третий этап - сочинение хореографического произведения
Стиль работы у каждого балетмейстера различный. Некоторые балетмейстеры приходят к исполнителям неподготовленными и начинают сочинять движения в их присутствии, уповая, главным образом, на музыку и на вдохновение. Это возможно наверно, тогда, когда у балетмейстера есть большой опыт и безудержная фантазия. При такой деятельности постановщика во время репетиции могут возникать длительные паузы, тормозящие процесс постановки танца. В любительских коллективах это приводит к ослаблению внимания, потере интереса, падению дисциплины, что негативно влияет на творческий процесс.
Самая продуктивные занятия при постановке номера особенно для начинающего постановщика, когда до выхода к исполнителям сочиняются вначале отдельные движения, комбинации, а в дальнейшем танцы солистов, массовые танцы или их наброски.
Четвертый этап работа - с исполнителями.
Исполнители знакомятся с музыкой, темой и идеей будущей постановки. Балетмейстер дает характеристику действующих лиц, назначает исполнителей. Затем начинаются занятия по изучение движений и рисунков танца.
Условия постановочных репетиций:
Показ движений танца должен быть точным, эмоциональным, выразительным.
Замечания исполнителям необходимо делать конкретно.
Сначала проучиваются наиболее сложные движения и рисунки.
Движения разучивать со всеми исполнителями стоя лицом к зеркалу. Сначала в медленном темпе и без музыки под счет. Когда движения выучены и доведены до нужного темпа, характера и манеры исполнения, их можно исполнять в паре, а затем в композиции.
Движения проучены можно приступать в постановки всего произведения от начала до конца.
Репетиции с солистами и кордебалетом (массовкой) нужно проводить отдельно.
Все последующие репетиции должны начинаться с повторения и закрепления материла, выученного на предыдущих занятиях с поправками и изменениями того, что было уже сделано. Постановочные работы окончены если в хореографическом произведении просматривается замысел, раскрыта тема, идея, много выразительных средств, найдены интересные решения подачи хореографического материала. Постановка готова начинается новый этап - репетиционный.
Балетмейстер-репетитор

Репетиция - в переводе с французского языка «повторение», причем не единичное, а многократное. Неоднократное повторение делает хореографическое произведение более совершенным.
Репетиторство — это высокая форма педагогики.
Репетитор делает ту же работу с исполнителями, что дирижер с оркестром. Он разучивает произведение, интерпретируя его, отрабатывает отдельные фрагменты и все произведение в целом.
В танцевальном искусстве этой работой занимается балетмейстер-репетитор. Он должен обладать педагогическим даром. Как правило, балетмейстер-репетитор в недалеком прошлом сам был артистом с большой сценической практикой.
Работа балетмейстера-репетитора чрезвычайно ответственна и важна. Он ближайший помощник балетмейстера-сочинителя, от него во многом зависит успех постановки.
Балетмейстером-репетитором может быть другой человек или сам балетмейстер-сочинитель. Если это сам сочинитель, то задача упрощается, так как сам постановщик видит свою конечную цель.
Но если этим занимается другой человек, то ему необходимо соблюдать ряд положений. Балетмейстер - репетитор обязан:
1) обладать отличной зрительной памятью, видеть весь танец в целом, замечать ошибки отдельных исполнителей. Некоторые репетиторы видят только недостатки впереди стоящих исполнителей. Это недопустимо при отработке танцев, особенно массовых;
2) быть человеком эмоциональным, умеющим «зажечь» исполнителей темой, идеей номера с помощью темпераментного показа тех или иных движений;
3) присутствовать на всех постановочных репетициях, реализовывать все замечания и требования балетмейстера-сочинителя. Знать досконально хореографический текст и следить за тем, чтобы оригинал не пострадал от так называемого «самоуправства» исполнителей, чтобы ни единое «слово» не ушло из сочиненного текста;
4) заниматься «шлифовкой» хореографического произведения, его отдельных частей, находить каждому исполнителю, танцу новые выразительные штрихи. Иногда исполнителю не дается то или иное движение. В этом случае репетитор должен найти замену этому движению, не исказив авторский стиль сочинителя, и в то же время, сделав его приемлемым для исполнителя;
5) перед каждым концертом повторять наиболее сложные фрагменты, вводить новых исполнителей. Не допускать неточности, вольности в исполнении движений, так как это может привести к нарушению авторского стиля и искажению всего произведения;
6) присутствовать на каждом концерте, наблюдать за исполнением артистов, после чего при обсуждении концерта обращать внимание исполнителей на те ошибки, которые были допущены, и над которыми предстоит работа на следующих репетициях;
7) понимать разницу между прогоном и репетицией. Стараться избегать прогонов. Должны быть полноценные репетиции с остановкой и исправлениями недостатков исполнения;
Передача опыта и традиций из рук в руки, из поколения в поколение, непрерывность этой цепочки преемственности обеспечивается в первую очередь трудом балетмейстера-репетитора. Чем опытней такой педагог, тем легче работается исполнителям.
К проведению репетиций можно применить следующие правила:
1) репетиционная работа начинается с составления плана, где отражается начало и окончание репетиционного процесса. В этот план закладывается: работа с массой, солистами, репетиции в костюмах, на сцене, со светом, гримом, декорациями; генеральные репетиции;
2) балетмейстер-репетитор обязан быть готовым к каждой репетиции. Он должен знать, над, чем он будет работать сначала и что отложит на потом;
3) каждая предыдущая репетиция должна вестись, как говорил Вахтангов, ради завтрашней. Это значит, что после окончания репетиции надо определиться с планом дальнейшей работы;
4) репетиции должны вестись по расписанию, которое составляется заранее и в котором обязательно учитывается занятость исполнителей. Нежелательно отменять назначенные репетиции. Это может делаться только в крайнем случае. Стабильность репетиционного процесса является залогом плодотворной работы коллектива;
5) нельзя репетировать весь танец сразу с начала до конца. Прежде всего, надо репетировать наиболее зажигательные и интересные движения и комбинации, чтобы легче наладить контакт между исполнителями. Затем надо переходить к наиболее сложным движениям и композиционным рисункам. Таким образом, не притупляется интерес к постановке;
6) во время разучивания тех или иных движений балетмейстер должен учитывать, что, если он начинает актерский показ, он тем самым подменяет собой исполнителя. Такой показ вреден, если его использовать многократно. Плохой показ ведет к потере своего авторитета, а хороший может деморализовать исполнителя;
7) в работе с коллективом непременным условием является дисциплина. Начинать репетиции необходимо в строго установленное время. К началу репетиции все исполнители должны быть готовы. Балетмейстер не должен допускать, чтобы исполнители отвлекались во время репетиции.
Балетмейстер должен:
1) иметь музыкальное образование;
2) обладать талантом, который включает в себя фантазию, способность мыслить хореографическими образами, сочинять множество разных танцев;
3) иметь музыкальный слух;
4) иметь зрительную память;
5) знать изобразительное искусство;
6) обладать знаниями и способностями режиссера-постановщика.
Теперь рассмотрим, какие бывают виды репетиций, а также ж порядок, время и место проведения. В течение репетиционного периода репетитор обязан приглашать время от времени балетмейстера-сочинителя для просмотра сделанного. Это позволит избежать искажений авторского замысла и внести изменения или дополнения в первоначальный вариант произведения.
Репетиции могут быть с солистами, с массовкой и сводные. Проводиться они могут в репетиционном зале, а также на сцене. Как правило, репетиции на сцене проводятся на этапе работы. Если в хореографическом произведении используются какие-либо аксессуары (веер, шаль, платок, палки и так далее), то они должны быть у исполнителей с первых репетиций. В репетициях должны учитываться особенности костюма и декорации.
Первые репетиции на сцене не могут быть прогонными. Они ведутся по частям, фрагментом, отдельным движением и являются ознакомительными. На них участники знакомятся со сценическим пространством, на котором если это требуется, устанавливают так называемые «выгородки» - определяют место будущих декораций.
Каждый балетмейстер должен вырабатывать в себе пространственное чутье - ощущение пространства сцены. Он должен чувствовать номер с разных точек зала. Рисунки танца и хореографический текст должны восприниматься всеми зрителями независимо от того, где они сидят и на сколько мест рассчитан зал. Во время репетиции на сцене балетмейстер должен сидеть в зале на уровне десятого ряда. Рядом с ним находится ассистент, который фиксирует все недочеты. Затем эти фрагменты прорабатываются отдельно. Когда все фрагменты хореографического произведения проверены на сцене, начинается репетиция в костюмах. Таких репетиций должно быть несколько, чтобы исполнители имели возможность привыкнуть к костюму, гриму, свету.
Заключительный этап репетиционной работы - генеральная репетиция. На генеральную репетицию могут быть приглашены зрители. Это позволяет создать определенную атмосферу, раскрыть актерские возможности исполнителей, научить их живому общению со зрителем в процессе исполнения хореографического произведения. Генеральная репетиция обязательно заканчивается обсуждением, на котором балетмейстер уточняет детали, переходы, делает замечания отдельным исполнителям. В редких случаях вносятся коррективы в хореографическое произведение.
Этапы работы балетмейстера при создании хореографических образов

1. Анализ музыки.
Определить:
- автора музыкального произведения;
- содержание и жанр произведения;
- особенности формы;
- темпы, характер и динамику данного музыкального произведения (изучить авторские указания или определить на слух);
- основную ладо-тональность;
- ладотональные изменения внутри произведения;
- музыкальный размер;
- особенности мелодии (кто ее «ведет», в каком регистре, ее строение - тактовое или затактовое, строение музыкальных фраз и предложений, особенности интонации и ритмического рисунка);
- главные этапы в развитии конфликта, взаимоотношений музыкальных тем;
- способы музыкального изложения, примененные в данном музыкальном произведении автором;
- эмоционально-смысловое содержание частей.
2. Замысел хореографического произведения.
Выявить:
- место действия;
- главное событие;
- действующих лиц;
- действия сценических героев;
- цель их действий;
- предлагаемые обстоятельства хореографического произведения;
- содержание хореографического произведения.
3.Сочинение хореографического произведения:
- разметить опорные пункты развития действия в музыке (в соответствии с сюжетом, замыслом хореографического произведения);
- выстроить партитуру действия (создать композиционный план) согласно уже намеченным опорным музыкальным пунктам,
- сочинить хореографический текст и проверить его качество на себе (исполнить сочиненный хореографический текст «под счет» и обязательно «под музыку»);
4. Показ хореографического произведения исполнителям:
- «под счет»;
- «под музыку».
5. Анализ и обработка хореографического произведения:
- с недостатками, обнаруженными, увиденными балетмейстером;
- с замечаниями, высказанными исполнителями;
- с замечаниями, высказанными друзьями-соратниками, «доброжелателями» и т.д.
6. Сдача хореографического произведения:
- членам художественного совета;
- членам какого-либо жюри;
- преподавателям, режиссерам и т.д.
Выполним заказы

доклады, рефераты, курсовые, дипломные работы,
методические разработки, лекции, программы хореографической специализации.
Хореографический ресурс
choreoresour.ru - официальный сайт 2020