Балетмейстер

Сфера творческой деятельности балетмейстера


Слово «балетмейстер» с времен становления балетного театра означает «мастер балетного спектакля».
Балетмейстер сегодня это штатная единица в оперно-балетных театрах, в театрах музыкальной комедии. Балетмейстеры работают на эстраде, в ансамблях классического и народного танца, сочиняют бальные и современные танцы. Одни создают большие балеты, другие их репетируют, ведут педагогическую работу.
Поэтому балетмейстеров разделяют на четыре типа: сочинитель, постановщик, репетитор и танцмейстер (устаревшее). Балетмейстера-сочинителя новых хореографических произведений, можно сравнить с композитором, создающим музыкальные произведения. Композитор создаёт музыкальные образы - слуховые, а балетмейстер создает образы пластические - зримые. Мышление хореографическими образами отличает балетмейстера от режиссера драмы или оперы. Он создает драматургию танца, которую воплощает в своей хореографии, поэтому он, как и режиссер - мыслитель, философ, психолог, педагог.
Балетмейстер - сочинитель является автором балета, сочиняет хореографический текст, а затем осуществляет постановку его на сцене. В афишах прошлого столетия писали: «Балет сочинения Ш. Дидро поставлен А. Глушковским» или «Балет сочинен и поставлен М. И. Петипа».
Еще Новерр писал: «Широко распространено ошибочное мнение, будто балетмейстер может сочинять балеты, сидя, и письменно или устно указывать па, фигуры, группы, действие, выражение и жесты. Нет более утомительной в физическом и умственном отношении профессии, нежели профессия балетмейстера он должен и ставить, и сочинять па, и показывать их; если артисты их не воспринимают сразу, то он обязан начинать сначала и несколько раз подряд...»
/Новерр Ж. Ж. Письма о танце, Л. «Academia», 1927, с. 7./
Балетмейстер – это творческий руководитель хореографического коллектива.
Творческий путь балетмейстера зависит от его образования, уровня культуры и таланта. Талант, как говорил Ф. Лопухов, не приобретается, а имеется от рождения. Его нельзя изменить, а можно только отшлифовать. Если говорят, что актером стать нельзя, им надо родиться, тоже относится к балетмейстерской профессии. В истории множество примеров, когда талантливые, великие танцовщики становились очень посредственными балетмейстерами.
Балетмейстер - должен хорошо владеть основами режиссуры и актерского мастерства, обладать хорошей зрительной памятью, музыкальностью, чувством ритма, образным и ассоциативным мышлением, «Только ассоциативно мыслящий человек может быть художником», - утверждал К. Голейзовский.
Балетмейстеру необходимо развивать в себе дар импровизации, многие шедевры балетмейстерского творчества родились именно благодаря импровизации.
«Балетмейстер - это поэт танца, мыслящий действие, события, героев, их отношения, чувства и поступки танцевальными образами» (Ф. Лопухов).
/Р. Захаров. Сочинение танца, М. «Искусство», 1983, с.7-11 /
Балетмейстер должен всегда находиться в поиске, экспериментировать. Немаловажным в творчестве балетмейстера является его профессиональная исполнительская и физическая подготовка. Путь балетмейстера обязательно должен лежать через самостоятельную танцевальную практику. В учебном заведении такой практикой может служить ансамбль, созданный при кафедре, участие в концертной деятельности. Здесь начинающие балетмейстеры под руководством педагогов могут проверить свои силы, получить первый опыт практической работы.
Участие балетмейстера в своих постановках нежелательно. Он должен видеть танец со стороны, из зрительного зала, чтобы иметь возможность оценить, что-то добавить или убрать, изменить отдельные рисунки ли движения.
Творческие пути балетмейстеров формируются неоднозначно. Одни утверждают, что балетмейстер, на первых этапах копирует танцы других мастеров, изучая их творчество, овладевает приемами постановочной работы, и лишь потом начинает творить сам. Копирование и подражание - это тоже творческий процесс, который помогает постановщику обрести себя, свою творческую манеру. Другие утверждают, что никогда не надо подражать, надо искать свой путь методом проб и ошибок. И одни, и другие по-своему правы. Каждый человек индивидуален как в жизни, так и в творчестве. Создавая свою постановку, подражая или копируя, балетмейстер предлагает свой вариант одного и того же танца, привносит свое, а это уже шаги в поисках своего творческого пути. Это используется в процессе обучения студентов основам композиции и постановки танца. Многие начинают свою учебу с подражания, а заканчивают - при умелом руководстве педагога, своим творческим почерком в создании хореографического произведения.
Приступая к работе, балетмейстер должен точно знать, какую цель перед собой ставит, к чему стремится, обязан четко продумать драматургию будущего сочинения: как выстроить завязку, как развивать образы, характеры действующих лиц, как вести действие к кульминации, как решать развязку. «Искусный балетмейстер с самого начала должен заранее представить себе эффект всего спектакля и никогда не жертвовать целым ради частности, — указывал Ж. Ж. Новерр. — Отнюдь не забывая о главных персонажах представления, он должен помнить и об остальных; если он сосредоточивает все свое внимание на одних только первых танцовщицах, действие становится холодным, стремительность сцен замедляется и представление теряет весь свой эффект».
Балетмейстер-сочинитель должен владеть –
искусством сочинения танца,
пантомимных эпизодов,
мастерством режиссерского построения мизансцены,
умением создавать драматургию хореографического произведения, чтобы в художественно-хореографических образах раскрыть идею произведения, раскрыть свой замысел.
Балетмейстер - он и сочинитель хореографии, и постановщик хореографического произведения, и репетитор, добивающийся высокого качества исполнения, и педагог, учитывающий психологию, физические, актерские данные исполнителей.
СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАЛЕТМЕЙСТЕРА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Классический балет
Опера, музыкальная комедия, драма, кино
Ансамбли народного танца
Ансамбли песни и танца
Шоу-балет
Эстрада
Массовые хореографические постановки
Современная хореография
Бальный танец
Спорт (гимнастика, фигурное катание)
Телевидение

ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Театр танца, ансамбль классического танца
Ансамбли народного танца
Ансамбли современного танца
Фольклорные ансамбли
Ансамбли песни и танца

ЖАНР – это в широком смысле – некий род произведения. Понятием жанра определяется характер творчества, а также связанная с ним манера исполнения.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ:
Народный танец
Историко-бытовой танец
Классический танец
Бальный танец
Современные виды хореографии.

Виды творческой деятельности балетмейстера


Балетмейстер-сочинитель занимается сочинением танцевальных композиций, является автором хореографического произведения Его творчество сродни творчеству композитора или поэта. Каждое авторское произведение отличается своеобразием манеры и использования выразительных средств хореографического искусства, своей интерпретацией музыкального материала, созданием своей линии сюжета, созданием композиции танца. Балетмейстер-сочинитель должен знать законы композиции, законы драматургии в хореографическом произведении
Танцевальные композиции могут создаваться балетмейстером на основе:
1) сюжета литературного произведения (легенды, мифы, сказки, повести)
2) произведения изобразительного искусства (картины, скульптура, наскальные рисунки)
3) исторического события (героические события, исторические личности)
4) фольклорного материала (традиционные пляски, бытующие в народе, праздники, обряды)
5) образного впечатления от прослушанного музыкального материала
(отклик на образную основу музыки, вызывающий желание
поделиться своими впечатлениями с другими).
Известные балетмейстеры-сочинители: М. Петипа, М. Фокин, Ю. Григорович, И. Моисеев, Н. Надеждина, Т. Устинова, М. Мурашко.

Балетмейстер-постановщик занимается постановкой хореографического произведения, сочиненного балетмейстером-сочинителем на исполнителей. Данную работу может выполнить и сам балетмейстер-сочинитель. Но иногда балетмейстеру приходится осуществлять постановку концертного номера, созданного другим автором, как нередко говорят, «переносить» танец или спектакль, родившийся в одном театре, на сцену другого, причем делать это он может только с согласия автора хореографического произведения. Естественно, при переносе должен быть указан автор. Балетмейстер- постановщик должен безукоризненно знать это произведение: т.к. существуют сольные партии и партии для кордебалета. Важно четко представлять посильно ли исполнение данного произведения исполнителям, с которыми предстоит осуществить постановку.

Балетмейстер-репетитор приступает к работе, когда проведена постановочная работа.
Как правило, он присутствует на постановочных репетициях. В его обязанности входит репетиционная работа: а это не только отработка исполнения движений, но и умение помочь артистам-исполнителям раскрыть образ и характер, передать стиль сочинения. Профессия репетитора очень сложная, она требует напряженного ежедневного труда, точности в изложении замечаний, терпеливости и настойчивости. Репетитор должен присутствовать на всех постановочных репетициях, знать досконально весь текст. Перед каждым концертом повторять наиболее сложные фрагменты. Не допускать неточности, вольности в исполнении движений. После каждого концерта обсуждать результаты обращая внимание исполнителей на допущенные ошибки. Понимать разницу между прогоном и репетицией. Примером творческого союза балетмейстера-сочинителя и балетмейстера-репетитора является сотрудничество М. Мурашко и Геннадия Петровича Гусева, в результате чего ансамбль Марий Эл отличался высоким исполнительским мастерством именно в годы работы данных балетмейстеров.

Балетмейстер-педагог должен знать основательно хореографическое искусство (преподаваемую хореографическую дисциплину), методику преподавания, педагогику, психологию, анатомию, быть музыкально образованным. От общей культуры и знаний педагога во многом зависят мировоззрение, моральные и эстетические принципы его учеников. Педагог танца должен быть примером для своих учеников. Такие качества, как выдержанность, и требовательность, умение подмечать ошибки в исполнении и своевременно их исправлять, точность замечаний – слагаемые успеха работы педагога.
Очень важно для педагога уметь управлять своими эмоциями, оставлять свое плохое настроение за дверями класса, приветливая улыбка и ласковое слово сразу задают необходимый тон занятию. Педагог должен быть хорошим организатором творческого процесса, учитывать разные способности своих учеников, быть настойчивым в достижении результата.

Специфика работы балетмейстера
в любительском творческом коллективе


Любительское творчество является общедоступным и добровольным. В процессе занятий хореографией исполнители-участники коллектива
1. физически развиваются, приобретают технику исполнения танцевальных движений.
2. учатся понимать и слушать музыку
3. духовно обогащаются от соприкосновения с искусством танца
4. интеллектуально обогащаются, узнавая историю, культуру народов.
5. вырабатывают художественный вкус
6. вырабатываю личностные качества, способность к творческой самореализации.

Специфика работы балетмейстера любительского творческого коллектива состоит в том, что он одновременно является сочинителем и постановщиком танцев, а также проводит работу балетмейстера-репетитора. Одновременно с вышеперечисленным, проводит учебную работу с участниками коллектива, а также занимается воспитательной работой. В основном не имеет возможности работать с композитором, поэтому работает с готовыми музыкальными фонограммами. В процессе работы в настоящее время используются компьютерные технологии, что значительно облегчило процесс подготовки музыки для танцевальных постановок (это и обработка, и купирование музыкальных произведений в соответствии с замыслом балетмейстера, замедление и ускорение музыкального темпа).

Существует 4 раздела работы руководителя коллектива:

Организационная работа.
Хорошая организация – залог успешной работы.
При планировании организации коллектива мы определяем жанровую направленность деятельности коллектива: классического танца, народного танца, эстрадного, бального, фольклорные ансамбли, танцевальные группы ансамблей песни и танца, шоу-балет.
Есть деление возрастное – детские, юношеские, взрослые и смешанные. Возраст учитывается при выборе репертуара и направленности работы коллектива
Классификация коллективов по форме и целям:
1. обучающие (детские школы искусств, студии)
2. творческо-исполнительские (Театры и ансамбли танца)
По источникам финансирования:
1. на бюджетном финансировании
2. на самоокупаемости
Работа коллектива предусматривает планомерность и систематичность занятий.
Но прежде организационным моментом является создание условий для занятий (наличие специального класса, оборудованного по всем требованиям, наличие раздевалки).
К организационной работе относится проведение отбора в коллектив (реклама, критерии отбора, расписание занятий).

Учебно-воспитательная работа
Руководитель выполняет не только роль учителя, но и воспитывает участников своего коллектива. Для этого он сам должен обладать определенными личностными качествами: выдержка, умение управлять своими эмоциями, знание методов и методик преподавания, знание возрастной психологии. Посредством соприкосновения с искусством танца участники получают интеллектуальное развитие. Культурное развитие, эстетическое развитие. Формируется художественный вкус. Знакомство с историей и культурой и есть воспитание. Воспитывается дисциплина в совместном труде. Посредством подбора репертуара тоже воспитываются участники. Учебная работа происходит на каждом занятии – осваивается новый танцевальный материал, изучаются тренировочные упражнения у станка и на середине зала. Основная цель учебной работы - овладение исполнительским мастерством, техникой исполнения танцевальных движений. В рамках воспитательной работы руководитель может организовать совместный выход на концерты и балетные спектакли, а также выходы в музеи для изучения, например, событий того времени, на основе которого планируется поставить танцевальную композицию.

Постановочно-репетиционная работа
Репертуар коллектива определяет направленность деятельности коллектива. Он должен быть уникальным и оригинальным. Должен быть подобран с учетом исполнительских возможностей участников, но в то же время должен способствовать росту исполнительского мастерства участников. На формирование репертуара влияет состав (мужской, женский или смешанный). Выбор репертуара зависит от руководителя. Репертуар – означает подбор танцевальных номеров коллектива. Именно репертуар является одним из показателей развития и уровня исполнения участников коллектива.
После изучения танцевальных движений необходимых для исполнения танца, проводится постановочная работа. А затем репетиционная. От качества данной работы зависит успех концертных выступлений.
Работа репетитора важна и ответственна, нужно своевременно увидеть неточности исполнения, точно сделать замечания и добиться исправления ошибок исполнителями, видеть танец в целом и каждого исполнителя в отдельности. На каждой репетиции нужно создать атмосферу творчества и сотрудничества между исполнителями и балетмейстером.

Концертная деятельность
Это все, ради чего работает коллектив. Концерт-стимул творческого роста коллектива. От руководителя требуется умение планирования и организации концертных выступлений коллектива. Полезно и участие коллектива в творческих конкурсах.
И здесь вновь возникает специфика работы руководителя любительского коллектива – т.к. создать эскизы костюмов, подобрать ткань, организовать пошив костюмов – все это задача руководителя. Кроме этого, следует обратить внимание и на сценическое оформление танца – работа со светом, музыкой.
Термин «Хореограф» появился в 1770 г. В переводе с греческого «Хореография» означает «запись движения». Но смысл этого слова со временем стал значительно шире и понятие «хореографии» включает в себя все то, что относится к искусству танца: и профессиональный классический балет, и народные танцы и бальные, и современные – все это мы называем хореографией.
Что такое танец? Это выражение мысли и чувства средствами условных движений (па), жестов и поз.
Что такое пантомима? Это жанр театрального искусства, где без помощи человеческой речи, выразительными средствами тела, жестов и мимики передаётся содержание того или иного действия.
Именно танец и пантомима являются основными выразительными средствами хореографического искусства.
Работа профессиональных балетмейстеров начиналась в области историко-бытового и возникшего несколько позже профессионального классического танца.
Классический балет – одна из форм хореографии.
Балетный театр –один из видов театрального искусства.
Балет — это синтетическая форма музыкально-театрального представления, спектакль, где органично, как в опере ария и речитатив, сосуществуют танец и пантомима
Зародилось балетное искусство ещё в эпоху Возрождения в Италии. В 15 веке образовались школы, создалась профессия танцмейстера, возникла терминология, на протяжении 15-16 веков были написаны трактаты о танце. Таким образом, закладывались основы будущего классического танца.
Хореографы-новаторы эпохи Просвещения: ДжонУивер в Англии, Хильфердинг в Австрии, итальянец Анджолини и француз Жан Жорж Новерр. Все они стремились изменить балет, наполнить его смыслом.
Новерр стремился сделать танец действенным, осмысленным и эмоционально-выразительным. В книге «Письма о танце и балетах» утверждал свою эстетику балетного искусства (раньше балет исполняли в масках, тяжёлых костюмах и только как декоративная вставка в опере). Репертуар Новерра состоял из одноактных и многоактных балетов. Желая все происходящее на сцене передать как можно правдивее, балетмейстер главным средством актёрской игры избрал пантомиму.
Продолжатели дела Новерра – Жан Доберваль, Шарль –Луи Дидло, Жюль Перро. Одним из гениев 19 века, сыгравших огромную роль в развитии хореографического искусства, был Мариус Петипа. Им было создано 56 оригинальных балетов. В своей творческой деятельности он утвердил каноны большого балета, где основным выразительным средством в раскрытии фабулы ему служила пантомима, а танец служил раскрытию внутренней темы.
Михаил Фокин противопоставил новый балет устаревшему балету Петипа. Он сумел преодолеть условности балета, освободился от примитивного балетного жеста, стереотипных танцевальных композиций. Его танцевальная техника была насыщена содержанием: бессмертным является его хореографическая миниатюра «Умирающий лебедь», одноактный балет «Шопениана».
Имена мастеров-хореографов балетного искусства: Дмитрий Баланчин, Федор Лопухов, Леонид Лавровский, Юрий Григорович, Морис Бежар, Ростислав Захаров.
Балетмейстер и танец – это творец и его творение. Каждый балетмейстер имеет свой творческий почерк (или стремиться создать его, хотя это процесс трудный и достаточно продолжительный). Примером яркого творческого почерка балетмейстера является творчество таких балетмейстеров, как руководителя Государственного академического ансамбля народного танца СССР Игоря Александровича Моисеева, балетмейстера Ансамбля народного танца Украины Павла Павловича Вирского, главного балетмейстера хора имени Пятницкого Татьяны Алексеевны Устиновой.
И. А. Моисеев свою деятельность балетмейстера начал в Большом театре, но его интерес к народному творчеству проявился именно в создании репертуара ансамбля народного танца. В репертуаре ансамбля танцы народов России, ближнего и дальнего Зарубежья. Им созданы и спектакли «Вечер в таверне», «Ночь на Лысой горе», «Еврейская сюита», которые повествуют о событиях в жизни народа.
П. П. Вирский поставил много балетных спектаклей, был главным балетмейстером Ансамбля песни и пляски Советской армии имени Александрова. Всемирную известность завоевал и ансамбль народного танца Украины. Он был мастером хореографических миниатюр. Почти все его танцевальные номера имеют сюжетную основу, причём сценаристом, драматургом их является сам балетмейстер. Он вёл большую исследовательскую работу по сбору и сценической обработке танцевального фольклора Украины. Известны такие номера, как «Гопак», «О чем верба плачет», «Ой под вишнею» и т.д.
Т. А. Устинова всегда стремилась к тому, чтобы при обработке фольклорного танца в сценическом варианте сохранялись лучшие черты народной хореографии. Изучая фольклор разных областей России, она сочиняла произведения и на темы современной действительности «Ивушка», «Колхозная свадьба» и т.д.
Н. С. Надеждина – организатор и бессменный руководитель Государственного хореографического ансамбля «Берёзка». Опираясь на русское народное танцевальное искусство, Н. Надеждина в своих танцевальных постановках создавала образ русского человека, в особенности образ русской девушки: хореографические миниатюры «Лебёдушка», «Берёзка», «Прялица», многочисленные хороводы. Используя рисунок танца, как основное выразительное средство, Надеждина смогла решить задачи раскрытия художественного образа, разработки драматургии в пределах хореографической миниатюры. Многие произведения Надеждиной не имеют развёрнутого сюжета, тем не менее во всех поставленных номерах чётко построенная драматургия, ярко выраженная кульминация, законченность хореографического решения.
Творчество М. П. Мурашко стало основополагающим в создании марийской сценической хореографии. Именно он сочинил танцевальные композиции, которые и сегодня исполняются артистами ансамбля. Его творчество отличается многогранностью: в репертуаре ансамбля танцы народа мари, хореографические миниатюры, сюжетные танцы: «Пошёл Миклай ко вдове», «Двенадцать», «Горные орлы», «Пеледыш пайрем».

Выполним заказы

доклады, рефераты, курсовые, дипломные работы,
методические разработки, лекции, программы хореографической специализации.
Хореографический ресурс
choreoresour.ru - официальный сайт 2020