Слово «балетмейстер» с времен становления балетного театра означает «мастер балетного спектакля».
Балетмейстер сегодня это штатная единица в оперно-балетных театрах, в театрах музыкальной комедии. Балетмейстеры работают на эстраде, в ансамблях классического и народного танца, сочиняют бальные и современные танцы. Одни создают большие балеты, другие их репетируют, ведут педагогическую работу.
Поэтому балетмейстеров разделяют на четыре типа: сочинитель, постановщик, репетитор и танцмейстер (устаревшее). Балетмейстера-сочинителя новых хореографических произведений, можно сравнить с композитором, создающим музыкальные произведения. Композитор создаёт музыкальные образы - слуховые, а балетмейстер создает образы пластические - зримые. Мышление хореографическими образами отличает балетмейстера от режиссера драмы или оперы. Он создает драматургию танца, которую воплощает в своей хореографии, поэтому он, как и режиссер - мыслитель, философ, психолог, педагог.
Балетмейстер - сочинитель является автором балета, сочиняет хореографический текст, а затем осуществляет постановку его на сцене. В афишах прошлого столетия писали: «Балет сочинения Ш. Дидро поставлен А. Глушковским» или «Балет сочинен и поставлен М. И. Петипа».
Еще Новерр писал: «Широко распространено ошибочное мнение, будто балетмейстер может сочинять балеты, сидя, и письменно или устно указывать па, фигуры, группы, действие, выражение и жесты. Нет более утомительной в физическом и умственном отношении профессии, нежели профессия балетмейстера он должен и ставить, и сочинять па, и показывать их; если артисты их не воспринимают сразу, то он обязан начинать сначала и несколько раз подряд...»
/Новерр Ж. Ж. Письма о танце, Л. «Academia», 1927, с. 7./
Балетмейстер – это творческий руководитель хореографического коллектива.
Творческий путь балетмейстера зависит от его образования, уровня культуры и таланта. Талант, как говорил Ф. Лопухов, не приобретается, а имеется от рождения. Его нельзя изменить, а можно только отшлифовать. Если говорят, что актером стать нельзя, им надо родиться, тоже относится к балетмейстерской профессии. В истории множество примеров, когда талантливые, великие танцовщики становились очень посредственными балетмейстерами.
Балетмейстер - должен хорошо владеть основами режиссуры и актерского мастерства, обладать хорошей зрительной памятью, музыкальностью, чувством ритма, образным и ассоциативным мышлением, «Только ассоциативно мыслящий человек может быть художником», - утверждал К. Голейзовский.
Балетмейстеру необходимо развивать в себе дар импровизации, многие шедевры балетмейстерского творчества родились именно благодаря импровизации.
«Балетмейстер - это поэт танца, мыслящий действие, события, героев, их отношения, чувства и поступки танцевальными образами» (Ф. Лопухов).
/Р. Захаров. Сочинение танца, М. «Искусство», 1983, с.7-11 /
Балетмейстер должен всегда находиться в поиске, экспериментировать. Немаловажным в творчестве балетмейстера является его профессиональная исполнительская и физическая подготовка. Путь балетмейстера обязательно должен лежать через самостоятельную танцевальную практику. В учебном заведении такой практикой может служить ансамбль, созданный при кафедре, участие в концертной деятельности. Здесь начинающие балетмейстеры под руководством педагогов могут проверить свои силы, получить первый опыт практической работы.
Участие балетмейстера в своих постановках нежелательно. Он должен видеть танец со стороны, из зрительного зала, чтобы иметь возможность оценить, что-то добавить или убрать, изменить отдельные рисунки ли движения.
Творческие пути балетмейстеров формируются неоднозначно. Одни утверждают, что балетмейстер, на первых этапах копирует танцы других мастеров, изучая их творчество, овладевает приемами постановочной работы, и лишь потом начинает творить сам. Копирование и подражание - это тоже творческий процесс, который помогает постановщику обрести себя, свою творческую манеру. Другие утверждают, что никогда не надо подражать, надо искать свой путь методом проб и ошибок. И одни, и другие по-своему правы. Каждый человек индивидуален как в жизни, так и в творчестве. Создавая свою постановку, подражая или копируя, балетмейстер предлагает свой вариант одного и того же танца, привносит свое, а это уже шаги в поисках своего творческого пути. Это используется в процессе обучения студентов основам композиции и постановки танца. Многие начинают свою учебу с подражания, а заканчивают - при умелом руководстве педагога, своим творческим почерком в создании хореографического произведения.
Приступая к работе, балетмейстер должен точно знать, какую цель перед собой ставит, к чему стремится, обязан четко продумать драматургию будущего сочинения: как выстроить завязку, как развивать образы, характеры действующих лиц, как вести действие к кульминации, как решать развязку. «Искусный балетмейстер с самого начала должен заранее представить себе эффект всего спектакля и никогда не жертвовать целым ради частности, — указывал Ж. Ж. Новерр. — Отнюдь не забывая о главных персонажах представления, он должен помнить и об остальных; если он сосредоточивает все свое внимание на одних только первых танцовщицах, действие становится холодным, стремительность сцен замедляется и представление теряет весь свой эффект».
Балетмейстер-сочинитель должен владеть –
искусством сочинения танца,
пантомимных эпизодов,
мастерством режиссерского построения мизансцены,
умением создавать драматургию хореографического произведения, чтобы в художественно-хореографических образах раскрыть идею произведения, раскрыть свой замысел.
Балетмейстер - он и сочинитель хореографии, и постановщик хореографического произведения, и репетитор, добивающийся высокого качества исполнения, и педагог, учитывающий психологию, физические, актерские данные исполнителей.
СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАЛЕТМЕЙСТЕРА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Классический балет
Опера, музыкальная комедия, драма, кино
Ансамбли народного танца
Ансамбли песни и танца
Шоу-балет
Эстрада
Массовые хореографические постановки
Современная хореография
Бальный танец
Спорт (гимнастика, фигурное катание)
Телевидение
ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
Театр танца, ансамбль классического танца
Ансамбли народного танца
Ансамбли современного танца
Фольклорные ансамбли
Ансамбли песни и танца
ЖАНР – это в широком смысле – некий род произведения. Понятием жанра определяется характер творчества, а также связанная с ним манера исполнения.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ:
Народный танец
Историко-бытовой танец
Классический танец
Бальный танец
Современные виды хореографии.